Совершенствование каллиграфического письма младших школьников как основы успешного формирования общеучебных навыков на уроках русского языка

Структура образования » Совершенствование каллиграфического письма младших школьников как основы успешного формирования общеучебных навыков на уроках русского языка

Все мы с детства помним о "минутках чистописания" в начальной школе. В некоторых школах чистописание является предметом школьного преподавания обучения красивому письму.

Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.

Что случилось с почерком? Почему так много ошибок? Почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе? Эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей.

Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25 – 30%. Причем, это дети, которые имеют не проходящие трудности обучения. Трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы. Причин для возникновения этих трудностей предостаточно: и чисто педагогические, и медицинские, и физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто "не видит", как и когда начинаются многие трудности, еще чаще – пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата. Еще чаще жестокость требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома приводят к серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка.

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние могут оказать на формирование и совершенствование общеучебных навыков, а также на развитие ребенка его возрастные особенности.

Таким образом, проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Она заинтересовала и нас.

Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

В связи с проблемой исследования выдвигается гипотеза: процесс формирования общеучебных навыков младших школьников будет успешным, если учитель:

- знает психофизиологические и возрастные особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма;

- осознает важность педагогических принципов, методов и приемов обучению письму;

- имеет представление об исторических методах обучения чистописанию;

- знает различные системы работ по формированию каллиграфических навыков;

- выбирает эффективные приемы обучения каллиграфическим навыкам;

- анализируют графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.

Объектом исследования выступил процесс организации уроков обучения грамоте в первом классе МОУ "Кокошеевская ООШ" с целью совершенствования каллиграфического письма детей, для повышения уровня сформированности общеучебных навыков.

Предметом исследования определена технология (система заданий, упражнений, методов, приемов) приобщения в доступной форме к работе на уроках обучения грамоте первоклассников.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, объектом и предметом исследования определена цель выпускной квалификационной работы: изучить традиционные и альтернативные методы и приемы по формированию каллиграфического письма, продемонстрировать их возможности в совершенствовании общеучебных навыков учащихся, без которых немыслима полноценная организация учебной деятельности, а так же изучение русского языка и других школьных дисциплин.

Из названной цели вытекают следующие задачи:

1) изучить и проанализировать психолого – педагогическую и научно – методическую литературу;

2) дать представление о каллиграфии как науке, необходимой для формирования общеучебных навыков у учащихся;

3) рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологических, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младших школьников;

4) выяснить и оценить современное раскрытие формирования каллиграфических навыков в методической науке;

5) рассмотреть методику работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников на примере традиционных и альтернативных систем обучения письму;

6) проанализировать типичные причины графических ошибокпри овладении каллиграфическими навыками, предложить способы их предупреждения и исправления;

7) проанализировать состояние уровня сформированности каллиграфических и общеучебных навыков учащихся первого класса, наметить пути оптимизации работы по их совершенствованию и реализовать во время прохождения практики;

8) обобщить результаты опытно – экспериментальной деятельности;

9) сформулировать методические рекомендации по теме исследования.

Новизна представленной работы, ее теоретическая и практическая значимость состоят в раскрытии научных и педагогических методов и приемов, психофизиологических и возрастных особенностеймладших школьников, исторических аспектов обучения каллиграфическому письму, направленных на формирование и совершенствование общеучебных навыков у учащихся, необходимых для осуществления успешной учебной деятельности на уроках русского языка.

В работе используются следующие методы исследования:

1. теоретические:

- анализ психолого – педагогической и научно – методической литературы;

- теоретический анализ реального уровня общеучебных умений у учащихся 1 класса МОУ "Кокошеевская ООШ";

- разработка системы упражнений и приемов совершенствования каллиграфического письма;

- анализ формирующей деятельности;

- обобщение результатов экспериментальной работы.

2. практические:

- наблюдение;

- беседа;

- диагностирование;

- контрольный срез.

Этапы исследования:

1) поисково – теоретический;

2) опытно – экспериментальный;

3) заключительно – обобщающий.

Вышеназванные цели и задачи, гипотеза исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Ролевые игры в полилогическом общении
Полилогическая речь - одна из форм языкового общения людей, когда в разговоре участвуют трое и более собеседников; коллективная форма общения. Полилогическую речь следует применять на заключительном этапе овладения определенной темой, когда навыки диалогической монологической речи отработаны. Полилогическая речь позволяет ученику нарабат ...

Основные принципы орфографии
Обучение орфографическим навыкам является важной задачей при обучении письменной речи, а создание у учащихся элементарных орфографических навыков является целью обучения письму в средней школе. Орфографические навыки базируются на принципах написания слов, принятых в конкретном языке. Так, например, в основах немецкой орфографии лежат дв ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru