В содержание формирующей деятельности по совершенствованию каллиграфического письма первоклассников на уроках обучения грамоте входили такие методы и приемы, которые способствовали совершенствованию четырех наиболее важных общеучебных навыков: беглое и осознанное чтение, правильное написание элементов каллиграфии на письме, грамотность письма. Эти навыки были взяты для диагностирования на начальном этапе опытно – экспериментальной деятельности. После проведения формирующей деятельности данные навыки были вновь продиагностированы.
Для выявления уровня сформированности навыка беглого чтения на заключительном этапе опытно – экспериментальной деятельности детям было предложено прочитать на время следующий текст. Текст был следующего содержания:
Сторож
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.
(А. Седушин)
В тексте 41 слово.
Скорость прочтения текста детьми такова:
1 ученик – 27 слов в минуту;
2 ученика – 21 слово в минуту;
1 ученик – 19 слов в минуту.
Если за достаточный уровень принять 25 – 30 слов в минуту, за средний уровень – 20 – 25 слов в минуту, за низкий – 19 слов и ниже, то в процентном выражении скорость беглого чтения у учащихся первого класса составляет:
достаточный уровень – 25%;
средний уровень – 50%;
низкий уровень – 25% [Приложение 15].
Преобладающим является средний уровеньсформированности навыка беглого чтения.
Выявляя уровень осознанного чтения, детям было предложено прочитать вышеописанный текстпро себя еще раз. Затем учащиеся рассматривали серию картинок, состоящую из 7 карточек, в которых раскрывалось содержание прочитанного текста [Приложение ]. Задача детей заключалась в том, чтобы расположить их в порядке последовательности, затем по картинкам пересказать прочитанное. Дети оценивались по умению правильно расположить карточки и пересказать содержание текста.
Результаты были таковы:
- достаточный уровень – расположили правильно все картинки и подробно пересказали тест – 25%;
- средний уровень – расположили карточки в правильной последовательности, но не смогли пересказать текст – 50%;
- низкий уровень – перепутали последовательность карточек, не воспроизвели содержание текста – 25% [Приложение ].
Из анализа проведенной диагностики видно, что достаточным уровнем навыка осознанного чтения обладает 1 ученик, а у двоих детей он находится на среднем уровне.
Для диагностирования правильности элементов каллиграфии на письме был использован метод игры "Разбежались в предложении слова".
Суть игры заключалась в том, что на урок пришел Знайка и предложил ребятам из слов составить предложения, которые они должны были записать в свои тетради в косую линию.
Детям были предложены 3 варианта предложений с перепутанными словами:
1) пошли Дети на играть улицу. – Дети пошли играть на улицу;
2) тучи Солнце за зашло. – Солнце зашло за тучи;
3) падали С листья деревьев. – С деревьев падали листья.
Дети работали с предложениями самостоятельно.
При проверке написанного учитывались:
- правильное написание элементов букв;
- соблюдение строки при письме;
- правильный наклон письма;
- правильная ширина и высота букв.
Результаты были следующие:
2 ученика допустили 2 ошибки;
1 ученик допустил 4 ошибки;
1 ученик допустил 6 ошибок.
Уровни сформированности каллиграфических умений первоклассников были определены по критериям:
1 – 3 ошибки – достаточный уровень;
4 – 6 ошибок – средний уровень;
7 ошибок и более – низкий уровень.
Полученные результаты в процентном выражении были представлены следующим образом:
достаточный уровень – 50%;
средний уровень – 50%;
низкий уровень – 0% [Приложение ].
Для выявления уровня грамотности письма на заключительном этапе опытно – экспериментальной деятельности был использован метод иллюстрации.
Детям показывались картинки, обозначающие знакомые им вещи, названия которых они должны были записать в свои тетради в косую линию. Для проведения диагностики использовались изображения стула, стола, гороха, книги, шариковой ручки, пера, утки, петуха.
Драматизация как музыкальная деятельность: общая характеристика,
содержание, структура
Воздействие игры на детей дошкольного и школьного возраста общепризнанно. В результате освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольного детства формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой деятельности учебной. Драматизация — разновидность художественной игры с присущими ...
Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
Переход на нормативное финансирование образовательных учреждений в Саратовской области осуществляется поэтапно. 29 июля 2005 года был принят закон Саратовской области № 63-ЗСО «О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ». Данный закон предусма ...