Диагностика была направлена на выявление таких навыков, как:
1) Беглое чтение;
2) Осознанное чтение;
3) Правильное написание элементов каллиграфии;
4) Грамотное письмо.
Вся опытно-экспериментальная деятельность была поделена на три этапа:
I. Диагностический;
II. Формирующий;
III. Аналитический.
На первом этапе осуществлялась диагностика сформированности общеучебных навыков учащихся 1 класса с применением следующих методов и приемов: прочтение текста на время, беседа по прочитанному, списывание с печатного текста, письмо на слух.
На начальном этапе было выявлено, что общий уровень сформированности навыков у детей – низкий.
В связи с такими показателями на практике была реализована работа по применению множества разнообразных приемов на уроках с использованием альтернативных и традиционной методов обучения каллиграфии.
На формирующем этапе была проделана основная часть опытно-экспериментальной деятельности.
По традиционной системе обучению письму Е.Н. Соколовой наиболее эффективным оказался прием анализа буквы и ее элементов, также упражнения на развитие скорости письма.
Основными приемами и упражнениями, предлагаемыми Е.Н. Потаповой были следующие: работа с линейками-трафаретами (упражнения "ежик", "светофор"); рисование, соединенное со штриховкой; рисование и раскрашивание; гимнастика для рук; письмо мокрой кисточкой или напальчником на доске, в воздухе, под счет, с комментированием.
По альтернативной программе, разработанной В.А. Илюхиной, использовались такие задания: узнай и допиши букву; ищи правильную букву; восстанови слово; найди пару каждому элементу; зрительные диктанты; письмо по памяти. Применяя данные приемы с детьми, на уроке осуществлялась игровая деятельность, повышалась мотивация к учению, в связи с чем наблюдалось проявление интереса к урокам письма.
Эффективными приемами по Е.В. Гурьянову оказались: рисование бордюров; упражнение "Вагончики"; упражнение "Дождик". Данные упражнения способствовали развитию не только мускульной памяти, но и грамотности.
Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность на формирующем этапе занимала важное место, а главное, требовала тщательной разработки в использовании каждого отдельно взятого приема, метода или упражнения.
Третий этап опыта состоял в анализе формирующей деятельности.
У учащихся диагностировались те же общеучебные навыки, что и на исходном этапе, но уже с применением других методов и приемов: чтение текста на время, пересказ прочитанного по разрезным картинкам, игра "Разбежались в предложения слова", диктант по картинкам. Сравнение результатов диагностики на начальном и заключительном этапах опытно-экспериментальной деятельности привело к выводу о том, что применяемые методы и приемы с целью совершенствования каллиграфического письма были эффективны, поскольку уровни сформированности общеучебных навыков у детей резко возросли.
Следует вывод о том, что совершенствование каллиграфического письма приводит к формированию основных общеучебных навыков у учащихся, которые впоследствии будут ведущими на уроках русского языка.
Таким образом, изучив проблему формирования каллиграфических навыков младших школьников с целью совершенствования общеучебных навыков, мы пришли к выводу о том, что она актуальна на протяжении современного этапа обучения письму. Выдвинутая гипотеза о значимости соблюдения и учета психофизиологических и возрастных особенностей формирования графических навыков письма, гигиенических условий письма, эффективных приемов обучения каллиграфическим навыкам подтверждается в ходе опытно – экспериментальной деятельности, которая основывалась на осознании важности педагогических принципов, методов и приемов обучения каллиграфии, знании различных систем работы по формированию каллиграфических навыков, выборе эффективных приемов обучения на уроках письма, анализе графических ошибок детей при письме и использовании способов их предупреждения и исправления.
Если у ребенка сформируется каллиграфический почерк, то ему будет легче прочесть написанное, а в процессе его формирования все его движения и мысли будут осознанными, что поможет лучшему запоминанию и усвоению материала, грамотному письму.
Содержание и методика логопедических занятий с дошкольниками
с общим недоразвитием речи
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются [52, с.16]: 1) развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что ...
Описание компетенции ПКСП-5
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в социально-педагогической деятельности (ПКСП). Под компетенцией ПКСП-5 «готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства» мы понимаем владение выпускником вуз ...