Виды внеклассных занятий позволяют направлять учащихся от индивидуальной деятельности к групповой. Это особенно важно, так как решение многих проблем в науке носит комплексный характер. Учащиеся должны приучаться работать вместе над проблемой, каждый получает определенный участок, по результатам их деятельности составляется целостная характеристика исследуемого биологического явления.
Особенно большое значение имеют комплексные исследования учащихся в решении экологических проблем (общих и региональных). Например, это может быть изучение экологии прилегающей к школе территории микрорайона. Одна группа школьников изучает видовой состав флоры и ее состояние. Другая оценивает видовой состав фауны и ее состояние. Третья группа проводит исследования по оценке воздушной среды. Четвертая устанавливает степень антропогенной нагрузки на скверы, находящиеся вблизи школы и т.д. Завершается работа составлением характеристики экологического состояния территории в целом. Для ученика важно, чтобы с его работой ознакомились все учащиеся. Учитель продумывает организацию отчета учащихся в творческой форме.
При вычленении форм внеклассной работы следует исходить их как из количества учащихся, принимающих участие во внеклассной работе, так их принципа систематичности или эпизодической занятости. Исходя из этого внеклассные занятия можно классифицировать по разным принципам. С учетом количества участников выделяют индивидуальные, групповые массовые виды внеклассных занятий; по реализации занятий во временных рамках – эпизодические и постоянно действующие; по содержанию – внеклассные занятия по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене, общей биологии и общего плана.
Опыты и наблюдения в природе, уголке живой природы, теплице, на учебно-опытном участке, выпуск стенгазет, изготовление наглядных пособий и пр. целесообразно отнести к видам внеклассной работы, одинаково присущим почти всем ее формам. Стоит ли выделять в самостоятельную форму внеклассное чтение, если оно характерно как для индивидуальной внеклассной работы учащихся, так и групповых эпизодических, кружковых и массовых внеклассных занятий. Таким же образом наблюдения и опыты, составление рефератов, изготовление наглядных пособий и некоторые другие виды работы могут выполняться в процессе как индивидуальной, так и кружковой и другой внеклассной работы.
Эпизодические групповые, кружковые и массовые занятия можно объединить в группу форм коллективной внеклассной работы
Кружок юных натуралистов (юннатов) объединяет учащихся, особо интересующихся природой и практической работой с растениями и животными. Это добровольная организация с постоянным составом учащихся, работающая по определенной системе, по плану под руководством учителя. Обычно кружок объединяет 10 - 15 учащихся. Если желающих больше, то создают две группы (отделения или секции), работающие в разное время. Занятия обычно проводят один раз в неделю или два раза в месяц, в определенные дни недели, их протяженность не более 1,5 - 2 ч. Кружок включает школьников, систематически работающих в нем в течение года или ряда лет. Состав кружка обычно стабилен.
В практике работы школ сложились следующие виды юннатских кружков: в начальной школе – общий природоведческий кружок, в основной и средней школе – специальные кружки:
в 6 классе – кружок юных ботаников;
в 7 классе – кружок юных зоологов;
в 9 – 11 классах – кружок юных биологов, микробиологов, генетиков, экологов и др. Все они называются юннатскими кружками.
Такое распределение кружков по классам обусловлено уровнем знаний, возрастным различием учащихся. К тому же интересы у них обычно не постоянны и нередко меняются по мере изучения то одного, то другого курса биологии. Однако нередко случается, когда интересы учащихся старших классов продолжают углубленно заниматься ботаникой или зоологией.
Работа кружка строится по общим темам, включающим различные опытнические работы и знакомство с литературой, с применением методов, которые помогают сочетать индивидуальную исследовательскую работу с общей коллективной деятельностью.
Направления работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информаци ...
Методические основы проведения эксперимента
Эксперимент проводился в трех классах разных школ, которые работают по разным образовательным моделям. В частности: 1а класс, школа № 11, учитель Головинская Ирина Александровна, система Виноградовой. 1б класс, Школа № 97, учитель Волченко Тамара Викторовна, система Эльконина-Давыдова. 1 класс, РСОШ, учитель Сорокина Ирина Анатольевна, т ...