Цель факультативных занятий – дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической науки, значительно превышающие объем школьной программы. Факультативы оказывают большое влияние на профессиональную ориентацию учащихся, поскольку они собираются работать или продолжать образование в специальных учебных заведениях биологического профиля (медицинских, педагогических, биологических, сельскохозяйственных, ветеринарных, фармацевтических, лесотехнических и пр.).
Факультативные занятия часто организуют на базе высших учебных заведений. Ученые, научные сотрудники рассказывают ученикам о научных открытиях в своей области, о современном состоянии науки. Материальная база учреждений науки позволяет на практике изучать научные вопросы биологии.
Массовая внеклассная работа организуется по инициативе учителя биологии, кружковцев и проводится при активном содействии администрации и актива школы, учителей-предметников. Ее виды весьма разнообразны.
Примерами общественно полезных массовых мероприятий (кампаний) является «Дом птиц», «Неделя леса», «День биологического разнообразия», «Земля – наш дом» и др. Их проведению обычно предшествует большая подготовительная работа, иногда в течение всего учебного года. В этой работе видная роль принадлежит кружку юннатов. Например, при подготовке к «Неделе леса» члены кружка собирают летом и осенью семена местных растений для зимней подкормки птиц, закладывают питомник деревьев и кустарников для последующей их посадки в пригороде, ведут наблюдения за развитием растений. При подготовке «Дня птиц» кружковцы на экскурсиях знакомятся с жизнью птиц, их значением в борьбе с вредителями растений, делают птичьи домики – синичники и скворечники. Кампании обычно заканчиваются праздником для учащихся.
Для осуществления эпизодической групповой работы учитель подбирает группу интересующихся биологией учащихся, поручает им подыскать необходимый материал, выпустить стенгазету, подготовить доклады, художественную самодеятельность и т.д. Обычно после завершения того или иного массового мероприятия эпизодическая группа распадается, а затем по истечении какого-то срока в связи с подготовкой и проведением другого массового мероприятия создается вновь. Причем состав ее значительно изменяется: одни учащиеся не получили должного удовлетворения в работе и выбыли, другие, ранее не принимавшие активного участия, решили включиться в него и пр.
От учителя организация массовой работы требует значительного напряжения и умения увлечь большой коллектив (иногда коллектив всей школы), сориентировать на длительную и разнообразную натуралистическую или экологическую деятельность. Такие кампании имеют большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. При этом воспитывается ценностное отношение к окружающей природе, стремление познать природу, охранять живые организмы.
Большое значение для развития интереса к биологии и ориентации учащихся на дальнейшее биологическое образование имеют олимпиады, часы занимательной биологии, КВН, биологические вечера и др. В практике обучения биологии накоплен большой опыт их проведения, есть специальные разработки, которыми может воспользоваться учитель. Творчески работающие учителя сами изобретают новые виды массовой работы.
Школьные биологические олимпиады проводятся ежегодно в несколько туров. За неделю до назначенного срока вывешивают объявление о порядке ее проведения, список используемой литературы и требования к письменным работам, которые представляют на олимпиаду.
Первый тур проводят в классе. На доске записывают вопросы, на которые должны ответить учащиеся письменно за определенный отрезок времени. Каждую работу оценивают в баллах и выявляют участников следующего тура и лучший класс (по сумме баллов участников). Для проведения второго тура готовят натуральные объекты, их размещают по специальным «станциям» (ботаника, зоология и др.), а учащиеся, посещая их одну за другой, выполняют предлагаемые задания. На основе этого тура выявляют лучших знатоков природы. Победители тура готовят индивидуальные исследовательские задания и могут стать участниками районной, затем городской (областной) олимпиады, предварительно защитив свою исследовательскую работу на научной конференции.
Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества
Очень важным компонентом педагогического творчества является способность преподавателя адаптировать особенности своей личности к определенной образовательной системе, а также вырабатывать навык общения и способность работать с учеником в творческом сотрудничестве. Если проанализировать педагогический процесс в целом, то он распадается на ...
Адаптация детей к обучению в начальной школе
Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Важнейшими среди них являются компоненты психологической готовности: — уровень развития познавательных процессов (мышление, внимание, память); — уровень развития волевой сферы (произвольность, усидчивость, старательность); — уровень развития тонкой моторики. Проводимое при наб ...