Во временном Государственном образовательном стандарте задачи по формированию пространственно-временных представлений, формулируются следующим образом:
«Педагоги развивают пространственные представления с учетом возрастных возможностей детей»
«Педагоги развивают представления о времени в соответствии с возрастными возможностями детей»
В 1995 году, постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право дошкольных образовательных учреждений самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В настоящее время существует много программ – результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Мы рассмотрим несколько из них, чтобы узнать, какие задачи по формированию пространственно-временных представлений в данных программах предусмотрены.
Название вариативной программы |
Ориентировка в пространстве |
Ориентировка во времени |
«Программа воспитания и обучения в детском саду» Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005 г. |
Упражнять детей старшего дошкольного возраста в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т.д.) Учить детей старшего дошкольного возраста графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки – указатели движения, планы, схемы маршрутов. |
Закреплять представления детей старшего дошкольного возраста о последовательности дней недели, месяцев года. Дать элементарное представление о необратимости времени. Развивать чувство времени: учить различать длительность временных интервалов (1,5, 10 минут, 1 час). |
«Радуга» Т.Н. Доронова. |
Формировать пространственные представления: правильно употреблять предлоги, обозначающие взаимное пространственное расположение предметов; понятия «впереди – сзади», «вверху – внизу», «справа- слева» относительно себя. |
Формировать временные представления: времена года, месяцы, дни недели, части суток. Прошлое, настоящее, будущее. |
«Детство» ( автор В.И. Логинова). |
Обозначение пространственных отношений на листе бумаги (условными знаками). Самостоятельное составление планов, схем. Обозначение пространственных отношений на плане, схеме. |
Обозначение отношений во времени (неделя, месяц). Определение и условное обозначение временных отношений: сутки – неделя, неделя – месяц, месяц – год. Обозначение отношений во времени (минута – час, неделя-месяц, месяц – год). |
«Развитие» Л.А. Венгер. |
Самостоятельное изображение плана открытого пространства по памяти. Изображение ограниченного пространства ( раздевалка, спальня, часть групповой комнаты). Прочтение готового плана помещения детского сада (готовый графический план этажа). Прочтение готового поэтажного плана помещения д/с. Прочтение готового плана открытого пространства (весь участок детского сада). Прочтение готового пространства (улица, местность). Самостоятельное схематическое изображение улицы, местности или их частей. Прочтение готового плана открытого пространства и изображение направлений в нем. Прочтение карты. |
Овладение действиями построения модели типа часов и графической модели типа для установления временных отношений. Овладение детьми действиями построения модели типа часов для развития представления о месяцах года. Овладение детьми действиями использования моделей типа часов для развития представлений о месяцах года. Развитие представлений о месяцах года. Освоение детьми действия моделирования временных отношений (дни недели) при помощи моделей типа часов. Развитие у детей представлений о днях недели. Развитие представлений о календаре. |
«Программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Л.А. Парамоновой. |
Учить определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другому предмету, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (словесному или звуковому); уточнять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов («Я стою за Мишей, позади меня паровозик, около меня Сережа»); Помогать овладеть ориентировкой в пространстве (используя планы, схемы), в том числе на листе бумаги, альбома, страницы книги; описывать расположение объектов в пространстве и на плоскости. |
Вспомнить вместе с детьми, что было вчера, сегодня, предполагать, что может быть завтра; учить называть дни недели. Учить называть дни недели, текущий месяц, времена года; определять время по часам с точность до получаса. |
Планирование, проведение «Недели здорового образа жизни» в
школе
Из множества понятий здоровья наибольшее распространение получило определение, данное ВОЗ: «Здоровье – полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Однако эта концепция, просуществовавшая более 50 лет, в настоящее время требует коррекции. В 1994 г. Бы ...
Методы и организация исследования
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования: 1 Анализ научно-методической литературы. 2 Анализ медицинских карт. 3 Педагогический эксперимент. 4 Контрольно-педагогические испытания (тестирование). 5 Методы математической статистики. Были изучены работы отечественных и зарубежных авторов, которы ...