Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В практику работу по математическому развитию дошкольников широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком, в том числе и самостоятельную математическую деятельность.
Калинченко А.В. рассматривает понятие «самостоятельная математическая деятельность детей» как компонент учебной деятельности, в которую ребёнок переносит сформированный в результате целенаправленного обучения объем математических понятий, приобретенные практические и познавательные умения, и где он является самостоятельным субъектом данного образовательного процесса. (10, 14)
Самостоятельная математическая деятельность может быть различной по содержанию, однако все аспекты проблемы в данном случае рассматриваются применительно к математической деятельности.
Самостоятельную математическую деятельность можно противопоставить математической деятельности на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребёнка. Ребенок свободен в выборе занятия, темы, начала и окончания работы.
Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель, средства ее достижения, выполняет работу и получает результат.
Интерес, склонность к самостоятельной математической деятельности – не менее важный и часто встречающийся побудитель самостоятельной деятельности. Интерес и склонность, в свою очередь, вызываются разными причинами: ощущением успеха и наличием соответствующих способностей. К концу дошкольного возраста могут сложиться весьма ценные и специфические мотивы деятельности. Ценность этих мотивов не только в том, что они близки высоким мотивам зрелой деятельности, сколько во влиянии их на формирование общей направленности личности. Такие мотивы входят в общую структуру мотивационно-потребностной сферы дошкольника и влияют на его появление в целом. (22, 12).
Любая деятельность, возникающая по инициативе ребёнка, требует особенно внимательного отношения и тонкого руководства взрослого, так как инициативу ребёнка легко нейтрализовать.
Интересный подход развития детей в самостоятельной математической деятельности был раскрыт М. Монтессори. Подход основан на предоставлении детям свободы в путях и способах действий, на идее «детского творчества». Такая методика, основанная на идеях, являлась превалирующей во многих детских садах в 1950—1960-е гг. и охватывала различные стороны педагогического процесса, в том числе и математического развития в детском саду. Суть ее сводилась к построению образовательной работы с детьми на основе заданий, в которых обозначен только результат как конечная цель задания. Тематика заданий может носить более широкий или узкий характер, но, как правило, предполагается, что способ выполнения задания ребенок придумает сам, это будет способствовать проявлению его инициативы и творчества.
Белошистая А.В. отмечает: «Воспитательные задачи, возлагаемые на методику заданий, состоят в том, что они (задания) способствуют воспитанию у детей целеустремленности, умения сосредоточить внимание на том, что предложено воспитателем, привычку выполнять его требования. Задания приучают детей держаться в более четко очерченных рамках и требуют от них умственного напряжения и усилий воли». (3, 116).
Особенности развития муниципального
школьного образования в РФ
Современные социально-экономические, политические условия развития нашего общества выдвигают на первый план проблему развития системы образования и управления ею. Решение стоящих перед учреждениями образования задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой - от внедрения ...
Особенности строения тела и организма
Если рассматривать физиологические различия более детально, то возраст от одного года до семи лет называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела. Период второго детства у мальчиков длится с восьми до тринадцати лет, а у девочек с восьми до одиннадцати лет. В ...