Способ выполнения работы педагогом не дается, предполагается, что задача педагога — организовать обстановку занятия, дать детям материал, тему и в дальнейшем предоставить им полную свободу.
Таким образом, ребенок в самостоятельной деятельности, в частности математической, должен осознанно подходить к принятию того или иного задания. Так же для положительного результата в самостоятельной математической деятельности у ребёнка должны быть сформированы учебные действия. В таком случае общие умения, сформированные на данном конкретном содержании, будут переноситься ребенком на любое другое содержание самостоятельно, и в результате будет формироваться собственно то, что именуется самостоятельной учебной деятельностью (учебной самодеятельностью, умением учиться).
В математике это трактуется таким образом: надо не столько учить ребенка счету, сколько стараться донести до него общие принципы счета предметов, не столько учить его складывать или вычитать однозначные числа, сколько формировать общие вычислительные приемы, не столько учить решению типовых задач (на уменьшение, на увеличение, на сравнение и т. п.), сколько формировать общие приемы работы с задачей любого типа. (6, 118).
В целях сохранения самостоятельности и активизации мыслительной деятельности детей руководство такой деятельностью должно быть косвенным.
Рассматривая самостоятельную математическую деятельность в системе образовательного процесса в ДОУ, раскроем ее значение в развитии личности ребёнка дошкольного возраста.
В ходе самостоятельной математической деятельности дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился. (10, 26).
В самостоятельной математической деятельности дети активно используют дидактические игры, занимательный математический материал. Данные средства математического развития в свою очередь способствуют проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащают ребёнка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Дети в самостоятельной математической деятельности используют доступные для себя действия: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисление, комбинирование, моделирование и др.
В результате использования практических действий в самостоятельной математической деятельности дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
Таким образом, самостоятельная математическая деятельность предполагает наличие мотива и инициативы со стороны ребёнка и косвенного руководства взрослого, занятия в ходе самостоятельной математической деятельности способствуют раскрытия потенциала для развития сенсорных и интеллектуальных способностей детей в дошкольном возрасте.
Инновации в системе школьного образования в Республике Тыва
Задача соответствия школы современным социально-экономическим реалиям требует от нее существенного обновления содержания, технологий, принципов организации образовательного процесса. Материалы важнейших государственных мероприятий последнего времени свидетельствуют о том, что образование находится в центре внимания российского и мирового ...
Основные термины в области научения
При изучении психологии научения необходимо понимать значения четырех важных терминов — побуждение, стимул, ответная реакция (отклик, ответ) и закрепление. В приведенных определениях понятие «организм» относится как к человеку, так и к животным. (а) Побуждение — это необходимое условие возникновения готовности к действиям или поведению. ...