Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить". Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.
Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.
Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением. В свете сказанного выше о продуктивных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:
· проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;
· проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;
· проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;
· проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;
· проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;
· проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;
· проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;
· проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;
· проблемное обучение формирует творческую личность.
Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже имели некоторый "стартовый" запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.
Академик В.Г. Разумовский предлагает находить компромиссное толкование понятия "творчество в учебном процессе". Он считает, что следует избегать крайностей, когда "Одни относят к творчеству только то, что связано с объективной новизной и имеет общественную значимость", а другие". считают, что всякая человеческая деятельность, и в том числе любая учебная деятельность ученика, сопряжена с творчеством, поскольку для ученика "все ново".
В.Г. Разумовский в качестве объекта педагогического рассмотрения принимает ученические". открытия и изобретения, обладающие лишь субъективной новизной". Подразумевается, что открытия и изобретения, имеющие объективную новизну, также являются объектом исследования, но они встречаются не часто. При этом В.Г. Разумовский отмечает, что имеются основания считать всякую человеческую деятельность, в том числе и учебную, имеющими творческий компонент. По его мнению". творчество органически входит во всякую человеческую деятельность.". Это утверждение имеет очень важное значение для обучения школьников созидательной деятельности.
Роль внеклассного чтения в системе образования младших школьников
Современное внеклассное чтение — это обязательный раздел программы русского языка, которым учащиеся постепенно овладевают, начиная с I класса, параллельно с обучением грамоте, собственно чтением текста и развитием речи. Задачи, которые при этом решаются, разносторонни и многоплановы: и вооружение учащихся суммой определенных знаний, умен ...
Позиционно-дидактическая концепция
В основу модели личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность - это не набор заданных качеств, а способность человека "быть личностью", то есть проявлять свои отношения ...