Полученные данные протоколировали. Результаты отражены в приложении (приложение А, таблица А.1). При исследовании мы также наблюдали за речью детей: учитывали тембр голоса, темповую и динамическою организацию речи, наличие смазанности и назализованного оттенка речи.
А.И. Максаков предлагает следующую схему оценивания преобладающего типа дыхания [43]:
4 балла – дыхание диафрагмальное или смешанное, длина речевого выдоха более 8 секунд, нарушений тембра голоса, темповой и динамической организации речи не выявлено;
3 балла – дыхание смешанное (грудобрюшное или диафрагмальное), длина речевого выдоха от 6 до 8 секунд, могут отмечаться нарушения темповой организации речи (быстрая или замедленная речь), тембра голоса;
2 балла – дыхание грудное, длина речевого выдоха от 4 до 6 секунд, включает черты ключичного (при вдохе поднимаются ключицы, плечи, а грудь немного расширяется), могут отмечаться нарушения голоса (грубый, хриплый, «петушиный» дискант и другие дефекты), темповой организации речи;
1 балл – дыхание грудное (ключичное), длина речевого выдоха до 4 секунд, при вдохе поднимаются ключицы и плечи, отмечаются нарушения голоса, темповой и динамической организации речи, смазанность или назализованный оттенок речи.
Исследование речевого дыхания практически показало, что у детей дошкольного возраста с заиканием внеречевой выдох меньше, чем у детей с другими речевыми нарушениями и с нормальным речевым развитием, что отражено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Показатели внеречевого выдоха у детей дошкольного возраста
Из таблицы 2 видно, что звук «а» дети произносили в среднем в течение 4,5 секунд, дети с другими речевыми нарушениями – 4,7 секунды, дети без речевой патологии – 6,2 секунды; звук «у» – 4,8 секунды (дети с заиканием), 5,6 секунды (дети с другими речевыми нарушениями), 7,2 секунды (дети с нормальным речевым развитием); звук «и» – 6,2 секунды (дети с заиканием), 6,8 секунды (дети с другими речевыми нарушениями), 8,2 секунды (дети с нормальным речевым развитием). Проверка количества слов (слогов), которые дети могли произносить на одном выдохе без дополнительного добора воздуха, показала что, при чтении стихотворения потребовалось в среднем детям с заиканием 4,8 вдоха, детям с другими нарушениями речи – 4,2 вдоха, детям с нормальным речевым развитием – 3,6 вдоха.
Мы отметили, что при длительном произнесении звуков у некоторых детей с заиканием дрожал голос, чувствовалась прерывистость в произнесении, что свидетельствовало: дети по возможности пытались использовать почти весь воздух, находящийся в легких.
Таблица 2 – Результаты I этапа эмпирического исследования по изучению речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Исследуемые |
Исследование вне-речевого выдоха, сек. |
Исследование речевого выдоха, сек. |
Методика исследования количества вдохов | |||||
звук «А» |
звук «У» |
звук «И» |
средний показатель |
оценка, балл |
чисто-говорка |
стих | ||
Дети с заиканием |
2,7 |
4,5 |
4,8 |
6,2 |
5,2 |
2 |
2 |
4,8 |
Дети с другими нарушениями речи |
3,1 |
4,7 |
5,6 |
6,8 |
5,7 |
2 |
1,6 |
4,2 |
Дети с нормальным речевым развитием |
5,1 |
6,2 |
7,2 |
8,2 |
7,2 |
3 |
1,2 |
3,6 |
Содержание
трудовой деятельности дошкольников
Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности. Задачи трудового воспитания детей ...
Анализ литературы по проблеме исследования
Как процесс репродуктивный, процесс, в результате которого не возникает ничего принципиально нового, а происходит лишь перекомбинация исходных элементов, рассматривали мышление ассоцианисты (А. Бен, Д. Гартли). В настоящее время этот подход нашел свое выражение в бихевиоризме (А. Вейс, Б. Скиннер). В трудах советских психологов продуктив ...