Изучение речевого дыхания у детей дошкольного возраста по существу определяет выбор средств и приемов дальнейшей логопедической работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации после ее окончания.
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения особенностей речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием нами было проведено эмпирическое исследование. Его мы проводили на базе ГУО «Специальные ясли – сад № 99 для детей с нарушениями речи г. Гомеля», а также ГУО «Ясли – сад № 29 г. Гомеля». В исследовании принимали участие 15 детей в возрасте от 4,5 лет до 6,5 лет. Из них – 5 до-школьников с клоническим типом заикания средней тяжести и 5 дошкольников с другими нарушениями речи (общее недоразвитие речи 2–3 уровня, дизартрия). Дети посещают логопедические группы ясли – сада № 99, имеют заключение ПМПК. Также исследовались 5 дошкольников с нормальным речевым развитием, воспитанники ясли – сада № 29 общего назначения.
Перед началом исследования мы познакомились с детьми, имеющими заикание, изучили медицинскую документацию, уточнили сведения о раннем речевом развитии, а также выяснили, замечают ли дети свой речевой дефект, как к нему относятся. Также были проанализированы данные психолого-педагогического обследования.
Для изучения речевого дыхания у выше перечисленных дошкольников использовалась методика, разработанная А.И. Максаковым для определения типа физиологического дыхания, умения дифференцировать ротовое и носовое дыхание, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания [23, 43]. Целью исследования являлось выявление особенностей речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием. Задачи исследования состояли в следующем:
установить длительность и силу выдоха у детей дошкольного возраста с заиканием, с другими нарушениями речи и с нормальным речевым развитием;
выявить умение рационально расходовать воздух при произнесении гласных звуков;
определить, какое количество слов (слогов) дети способны произнести на одном выдохе.
Для исследования дыхания детям были предложены несколько заданий. Цель первого задания состояла в выявлении длительности и силы внеречевого выдоха. Дети должны были произнести выдох через рот. Чтобы увлечь их, разыгрывали ситуацию: как можно дольше дуть на ватку (снежинку). Время выдоха фиксировали с помощью секундомера. Силу выдоха, умение целенаправленно посылать воздушную струю определяли в ходе игры «Дует ветер».
При выполнении второго задания необходимо было выявить продолжительность речевого (фонационного) выдоха – длительность произнесения гласных звуков на одном выдохе. Дети должны были как можно дольше на одном выдохе произнести звуки «а», «у», «и», наиболее контрастные по артикуляционным и акустическим свойствам. По заданию следовало как можно дольше спеть колыбельную песенку (произнести звук «а»), песенку паровоза (звук «у»), ослика (звук «и»). Время звучания звуков (выдоха) фиксировали с помощью секундомера. Кроме того, соревнуясь, распевая песенку («Кто дольше споет песенку»), дети учились произносить гласные звуки. Дело в том, что мы пытались установить: увеличивается ли время произнесения звуков при игровых ситуациях, т. е. пытались выявить резерв возможностей более долгого произнесения звуков или более экономного расходования воздуха.
Целью третьего задания было установление количества вдохов, которое необходимо для чтения чистоговорки и стихотворения, а также слов, которое дошкольники произносят на одном выдохе на материале стихотворения А. Барто «Наша Таня» и чистоговорки «Сидит еж у елки, у ежа иголки». Наблюдая, мы фиксировали, когда ребенок добирает воздух, делает вдох в процессе речевого высказывания. В процессе чтения стихотворения или проговаривания чистоговорки на подготовленных карточках с текстом отмечали места, где производился вдох.
Педагогически запущенные дети
В младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов учения, негативное стимулирование поведения. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, д ...
Результаты опытно-экспериментального исследования
С целью проверки эффективности предложенных и реализованных нами занятий формирующего эксперимента мы провели повторную диагностику уровня развития навыков диалогического общения. При повторной диагностике на выявление способности к диалогическому общению при проведении беседы нами выявлены следующие результаты в контрольной и эксперимен ...