Результаты развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Результаты развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Страница 1

С целью выявления динамики развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием после проведенной нами логопедической работы, был проведен второй этап эмпирического исследования, где заикающимся дошкольникам было предложено выполнить задания, аналогичные заданиям, применяемых на первом этапе исследования.

В исследовании принимали 4 ребенка с заиканием, посещающих логопедические группы ГУО «Специальные ясли – сад № 99 для детей с нарушениями речи г. Гомеля». В экспериментальную группу вошло двое дошкольников с заиканием, с которыми проводилась наша работа, а в контрольную группу вошло двое детей с заиканием (возраст – 6 и 5лет), с которыми работа проводились по общепринятой методике, т. е. в основном в виде физкультминутки на речевых занятиях и на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, проводимых учителем-дефектологом группы. При проведении повторного исследования дети были настроены на коммуникацию, с большим интересом выполняли предложенные задания. При исследовании точно, практически без ошибок, следовали предложенным инструкциям. Гипертонус дыхательных и речевых мышц, а также мышц лица, шеи отмечен не был.

В процессе второго этапа исследования, результаты которого отражены в рисунке 3, а также в приложении (приложении А, таблица А.2), выяснилось, что значительные улучшения в воспитании речевого дыхания наблюдались у детей экспериментальной группы, с которыми целенаправленно и планомерно проводилась работа, а у детей, с которыми такая работа не проводилась, существенных сдвигов не произошло. Внеречевой выдох у дошкольников в экспериментальной группе увеличился на 27 % по сравнению с предыдущими результатами, а в контрольной группе всего на 7 %.

При произнесении звуков продолжительность фонационного выдоха у детей экспериментальной группы увеличилась в сравнении с результатами первого исследования (при произнесении звука «а» на 16 %, звука «у» – на 26 %, звука «и» – 11 %). Это отражено в таблице 3. А у детей контрольной группы увеличилась продолжительность речевого выдоха при произнесении звука «у» – на 6 %, звука «и» – на 5 %, а при произнесении звука «а» практически не изменилась.

Рисунок 3 – Показатели внеречевого выдоха у детей с заиканием

Проверка количества вдохов, которые дети делали при чтении стихотворения, показала, что экспериментальной группе потребовалось в среднем 3,5 вдоха, что на 22 % меньше предыдущего результата, а детям контрольной группы – 4 вдоха – на 11 % меньше предыдущего результата. Причем, один исследуемый ребенок из экспериментальной группы, показал результат лучше, чем средний показатель первичного исследования группы детей с нормальным речевым развитием. Перед чтением стихотворения дети из двух групп делали вдох. Добор воздуха в основном осуществляли после каждой прочитанной строки, т. е. выдоха им вполне хватало для произнесения 3–4 и более слов.

Для проговаривания чистоговорки требовался детям экспериментальной группы 1 вдох, что на 33 % меньше предыдущего результата, а у детей контрольной группы данные не изменились.

Анализ результатов исследования показал, что у одного ребенка из экспериментальной группы преобладает смешанный (грудобрюшной или диафрагмальный) тип дыхания со средним показателем длины речевого выдоха 7,2 секунды, что на 7,5 % больше первичного результата. А у второго ребенка из этой группы преобладает грудной тип дыхания со средним показателем длины речевого выдоха 5,5 секунды, что на 30 % больше первичного результата.

У двух детей контрольной группы преобладает грудной тип дыхания, особых изменений не произошло. Средний показатель длины их речевого выдоха составляет 5,5 секунды, что превышает результат первого обследования лишь на 2 %.

Таблица 3 – Результаты эмпирического исследования по изучению речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Группа

испытуемых

Эксперимент

Исследование

вне-речевого

выдоха, сек.  

Исследование речевого выдоха, сек.

Методика

исследования

количества вдохов

звук

«А»

звук

«У»

звук «И»

средний показатель

оцен-ка,

балл

чисто-говорка

стих

Экспериментальная

I этап

2,8

4,3

5

7

5,5

2

1,5

4,5

II этап

3,5

5

6,3

7,8

6,4

3

1

3,5

Конт-рольная

I этап

2,8

5

5

6

5,4

2

2

4,5

II этап

3

5

5,3

6,3

5,5

2

2

4

Страницы: 1 2


Музыкальное образование как одно из направлений эстетического развития личности
Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. Музыкальное образование как одно из направлений эстетического развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Спец ...

Методика организации и проведения внеклассных мероприятий
Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеклассной работе много простора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru