С целью выявления динамики развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием после проведенной нами логопедической работы, был проведен второй этап эмпирического исследования, где заикающимся дошкольникам было предложено выполнить задания, аналогичные заданиям, применяемых на первом этапе исследования.
В исследовании принимали 4 ребенка с заиканием, посещающих логопедические группы ГУО «Специальные ясли – сад № 99 для детей с нарушениями речи г. Гомеля». В экспериментальную группу вошло двое дошкольников с заиканием, с которыми проводилась наша работа, а в контрольную группу вошло двое детей с заиканием (возраст – 6 и 5лет), с которыми работа проводились по общепринятой методике, т. е. в основном в виде физкультминутки на речевых занятиях и на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, проводимых учителем-дефектологом группы. При проведении повторного исследования дети были настроены на коммуникацию, с большим интересом выполняли предложенные задания. При исследовании точно, практически без ошибок, следовали предложенным инструкциям. Гипертонус дыхательных и речевых мышц, а также мышц лица, шеи отмечен не был.
В процессе второго этапа исследования, результаты которого отражены в рисунке 3, а также в приложении (приложении А, таблица А.2), выяснилось, что значительные улучшения в воспитании речевого дыхания наблюдались у детей экспериментальной группы, с которыми целенаправленно и планомерно проводилась работа, а у детей, с которыми такая работа не проводилась, существенных сдвигов не произошло. Внеречевой выдох у дошкольников в экспериментальной группе увеличился на 27 % по сравнению с предыдущими результатами, а в контрольной группе всего на 7 %.
При произнесении звуков продолжительность фонационного выдоха у детей экспериментальной группы увеличилась в сравнении с результатами первого исследования (при произнесении звука «а» на 16 %, звука «у» – на 26 %, звука «и» – 11 %). Это отражено в таблице 3. А у детей контрольной группы увеличилась продолжительность речевого выдоха при произнесении звука «у» – на 6 %, звука «и» – на 5 %, а при произнесении звука «а» практически не изменилась.
Рисунок 3 – Показатели внеречевого выдоха у детей с заиканием
Проверка количества вдохов, которые дети делали при чтении стихотворения, показала, что экспериментальной группе потребовалось в среднем 3,5 вдоха, что на 22 % меньше предыдущего результата, а детям контрольной группы – 4 вдоха – на 11 % меньше предыдущего результата. Причем, один исследуемый ребенок из экспериментальной группы, показал результат лучше, чем средний показатель первичного исследования группы детей с нормальным речевым развитием. Перед чтением стихотворения дети из двух групп делали вдох. Добор воздуха в основном осуществляли после каждой прочитанной строки, т. е. выдоха им вполне хватало для произнесения 3–4 и более слов.
Для проговаривания чистоговорки требовался детям экспериментальной группы 1 вдох, что на 33 % меньше предыдущего результата, а у детей контрольной группы данные не изменились.
Анализ результатов исследования показал, что у одного ребенка из экспериментальной группы преобладает смешанный (грудобрюшной или диафрагмальный) тип дыхания со средним показателем длины речевого выдоха 7,2 секунды, что на 7,5 % больше первичного результата. А у второго ребенка из этой группы преобладает грудной тип дыхания со средним показателем длины речевого выдоха 5,5 секунды, что на 30 % больше первичного результата.
У двух детей контрольной группы преобладает грудной тип дыхания, особых изменений не произошло. Средний показатель длины их речевого выдоха составляет 5,5 секунды, что превышает результат первого обследования лишь на 2 %.
Таблица 3 – Результаты эмпирического исследования по изучению речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием
Группа испытуемых |
Эксперимент |
Исследование вне-речевого выдоха, сек. |
Исследование речевого выдоха, сек. |
Методика исследования количества вдохов | |||||
звук «А» |
звук «У» |
звук «И» |
средний показатель |
оцен-ка, балл |
чисто-говорка |
стих | |||
Экспериментальная |
I этап |
2,8 |
4,3 |
5 |
7 |
5,5 |
2 |
1,5 |
4,5 |
II этап |
3,5 |
5 |
6,3 |
7,8 |
6,4 |
3 |
1 |
3,5 | |
Конт-рольная |
I этап |
2,8 |
5 |
5 |
6 |
5,4 |
2 |
2 |
4,5 |
II этап |
3 |
5 |
5,3 |
6,3 |
5,5 |
2 |
2 |
4 |
Различные подходы к определению творческих
способностей
В современной психологической науке выделяют три основных подхода к определению творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивы, цен ...
Отечественные и зарубежные исследования по проблеме профессионального
самоопределения
Профессиональное самоопределение – осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворённости выбранной профессией. Професс ...