Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
В педлитературе особое внимание уделяется игре как средству воспитания, т.к. именно игра является такой деятельностью, в которой формируется личность. С одной стороны игра – это самостоятельная деятельность детей, а с другой – не возможно осуществить без взрослого. Также важнейшим средством воспитания является игрушка, которая формирует вкус, развивает нравственные качества, формирует представления об окружающем мире. Многие исследования свидетельствуют о том, что игра способствует развитию творческих способностей. «Игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания» (Н.К. Крупская). В игре:
1. отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей), правилами игры.
2. реальные отношения, которые определяются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения.
Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, характеру, организации.
Е.А.Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные).
П.Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила.
Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т.Л.Маркова и др.)
Классификация творческих игр: режиссёрские (основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников); сюжетно-ролевые; игры со строительным материалом; театрализованные.
Классификация по характеру объединения детей в играх:
Классы |
Виды |
Подвиды |
Игры, возникающие по инициативе ребенка |
Игры-экспериментирования |
С природными объектами, с животными и людьми; Общение с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования |
Сюжетные самодеятельные игры |
Сюжетно-отобразительные; Сюжетно-ролевые; Режиссерские; Театрализованные | |
Игры, связанные с исходной инициативой взрослого |
Обучающие игры |
Автодидактические предметные; Сюжетно-дидактичвекие. Подвижные; Музыкальные; Учебно-предметные дидактические |
Досуговые игры |
Интеллектуальные; Забавы; Развлечения; Театральные; Празднично-карнавальные; Компьютерные | |
Игры народные, идущие от исторических традиций, относа |
Обрядовые игры |
Культовые; Семейные; Сезонные |
Тренинговые игры |
Интеллектуальные; Сенсомоторные; Адаптивные | |
Досуговые игры |
Игрища; Тихие; Забавляющие; Развлекавшие |
Теоретические подходы к феномену "математическое мышление"
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов показывают, что без целенаправленного развития математического мышления, являющегося одним из важнейших компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов и обучении, систематизации знаний, умений и навыков. К сожалению, единого мнения по ...
Конспект внеклассного мероприятия: вечер юмора
I. Выступление ведущего. Ведущий. Как у вас с чувством юмора? Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, рот – поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Если бы не было зеркала, вы никогда не увидели бы своей улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы было всем хорошо, легко и радос ...