На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры, отраженные в приложении (приложение Б): «Качели», «Бегемотик – 1», «Бегемотик – 2», «Зеркало», «Ныряльщики за жемчугом», «Дыхание». На этом же этапе проводится консультативно-просветительская работа с родителями. Пример консультации приведен в приложении (приложение В) [13, 33, 34,49].
Второй этап. Развитие грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания с использованием элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Целями работы являются дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, развитие умения осуществлять короткий, резкий вдох и плавный, длительный выдох, дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
Основные рекомендации по проведению дыхательных игр и упражнений на логопедических занятиях по реализации поставленных целей на данном этапе заключаются в следующем:
в процессе занятий формировать у детей знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, о силе выдоха, которую можно тренировать;
обучать детей приемам специальной дыхательной гимнастики, навыкам «быстрого вдоха» – короткого и резкого – через нос и плавного и длительного выдоха через рот, тренировать силу выдоха. По мнению А.Н. Стрельниковой [41] вдох необходимо произносить очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно:
необходимо научить детей «затаивать и прятать» дыхание;
при осуществлении «быстрого вдоха» прохождение воздуха через носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке;
в упражнения активно включать работу всех частей тела (руки, ноги, голову, бедра, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.), что вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде;
для правильного понимания и усвоения детьми дыхательного упражнения по выработке навыка осуществлять подряд два «быстрых вдоха» можно использовать инструкцию: «Попробуем нюхать воздух так, как это делают животные, например: собаки – шумно и быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладоши – «нюх-нюх»»;
необходимо визуально и на слух (двойной шум) контролировать выполнение вдохов детьми;
привлекать внимание детей к движению ноздрей, т.е. к сокращению мышц, и двойному шуму;
выполнять упражнения помогает тактильный контроль: наматывание нитки на клубок; поднесение тыльной стороны ладони ко рту; движение руками по графическим схемам: горки, дорожки, спирали [8, 13].
формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе, учитывая следующие параметры [42, 44]:
выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;
выдох происходит плавно, а не толчками;
во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
выдыхать следует, пока не закончится воздух.
развивать способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
В ходе работы по этому направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Все упражнения на данном этапе работы ритмизованны. Каждое из них выполняется по 7–8 раз, после 3–5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5–6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется по одному [47].
На этом этапе рекомендуются следующие игры и упражнения на развитие «быстрых вдохов» – «Собачки», «Мышки», «Поиски зайчика», «Ушки», «Маятник», «Маршировка», «Обнимашки» и др. (приложение Г.1), а на выработку длительного неречевого выдоха – «Воздушный футбол», «Листопад», «Снегопад», «Кораблик», «Мой воздушный шарик», «Лети бабочка», «Ветерок», «Бульки», «Свистульки» и др. (приложение Г.2) [13, 38, 34, 41].
Третий этап. Развитие фонационного выдоха.
Целью работы на этом этапе является развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха. Особенностью работы является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.
Основные рекомендации по проведению дыхательных игр и упражнений на логопедических занятиях по реализации поставленных целей на данном этапе заключаются в следующем:
познакомить детей со звуковыми дыхательными играми;
во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция по выполнению задания должна касаться только длительности произнесения звука;
обучать детей тянуть звуки без голоса или с голосом на выдохе, максимально долго;
развивать умение сочетать выдох с работой артикуляционного и голосового аппарата;
закреплять навык вдыхать воздух через рот и нос, а выдыхать только чрез рот;
Смысловой барьер
Ученик может стать трудным, если между ним и педагогом возникает смысловой барьер. Этот термин был введен психологом Л.С. Славиной, раскрывшей содержание данного понятия следующим образом: ««Смысловым барьером'' мы называем такое явление, когда ребенок, хорошо понимая и умея выполнять то, что требует от него учитель, как бы не «понимает» ...
Методические рекомендации по включению детей в
театральную деятельность в процессе обучения
Роль педагога в процессе организации и развития театральной деятельности на базе образовательного учреждения крайне важна. Выше уже отмечались развивающие эффекты театрализованной деятельности и их роль в образовании младших школьников. Чтобы эти эффекты достигались желательно наличие педагога – руководителя детского театра (режиссера), ...