Элементарная эвристическая деятельность при решении задач

Страница 2

Составление плана решения задачи. Главным вопросом решения задачи всегда является план, составление которого основано как на правдоподобных рассуждениях, эвристических операциях, так и на логике. В общем случае составление плана решения начинается с нахождения эвристической стратегии. Решение — это цель, к которой невозможно прийти сразу, и поэтому необходимо составить правдоподобный план как систему возможных действий для достижения цели. На основе имеющегося опыта цель способна подсказывать средства для ее достижения. При этом выстраивается цепочка следующего вида: нам нужно получить A. Это можно сделать с помощью B. Но B можно получить, если бы имели C, и т.д. Такую цепочку возможно представить так: A если B; B если C; C если D; D если E.

Составление и реализация плана идут в противоположных направлениях. Если движение в направлении цели A рассматривается как прямое направление, то при составлении плана мы продвигаемся в обратном направлении. Такую стратегию решения задач называют продвижением от конца к началу или анализом. Если же мы продвигаемся в противоположном направлении от E к A, то такую стратегию называют продвижением от начала к концу или синтезом. Таким образом, эвристический поиск решения проводится на основе анализа. Если же последовательность действий для достижения цели известна решающему задачу, то он сразу составляет план в прямом направлении на основе синтеза. Такой подход к решению реализуется при системе алгоритмических действий.

Рассмотрим наиболее характерные черты, методы реализации анализа и синтеза в практике их применения. Анализ (греч. — разложение, расчленение, разбор) — метод научного исследования и форма мышления, состоящая в том, что изучаемый объект мысленно или фактически расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется самостоятельно, для того, чтобы исследованные в ходе анализа элементы с помощью синтеза (греч. — соединение, сочетание) соединить в целое, обогащенное новыми знаниями об исходном объекте. В ходе анализа-синтеза изучаются как свойства, так и причинно-следственная связь, при этом анализ — это переход от следствия к причине, а синтез — от причины к следствию.

В практическом применении анализ есть изобретение, а синтез — исполнение. На основе анализа-синтеза возможно и продвижение в обоих направлениях. Доля каждой из них зависит от трудности задачи, опыта решающего и других субъективных факторов. Наибольшую психологическую трудность представляет анализ, так как требует удаления от цели и чем дальше, тем цель все менее направляет действия. Но это наиболее естественно — продвигаться в направлении от неизвестных к данным в фазе составления плана в прямом направлении при его реализации. Синтез не представляет психологической трудности, так как основан на том, что решающий задачу при составлении плана использует известные ему идеи и действия. Выбор такого типа действий основан на том, что предъявленная задача носит для него репродуктивный характер.

Часто трудно сформулировать окончательный план, в котором нет разрывов. Мы не находим некоторые идеи, чтобы ликвидировать разрыв, однако приступаем к его реализации в надежде, что появиться какая-нибудь идея и с ее помощью разрыв ликвидируется. Таким образом, приступить к реализации плана можно и без полной его готовности, т.е. дорабатывать его в процессе реализации, тем самым, выполняя его действия и по составлению плана, и по его реализации одновременно, что может способствовать появлению новых идей.

Страницы: 1 2 


Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность фор ...

Дидактические материалы по теме «Параллельность в пространстве»
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от умения учащихся самостоятельно получать и применять знания. Проблема методики формирования умений самостоятельной работы учащихся является актуальной для каждого преподавателя математики. Преподавание геометрии дает возможность в наибольшей степени развить у учащихся умен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru