Сегодня в практике обучения вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Важность решения этого вопроса определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Рассмотрим как в педагогической психологии описываются сущность, структура и виды учебной мотивации.
Среди основных задач стоящих в настоящее время перед каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.[5, с 11]
Н.Ю. Скороходова определяет мотив как побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация - процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.[7,c. 45]
По мнению А.К. Марковой мотивация – это психологическая реальность, которая стоит за положительным отношением школьника к учению. Мотивация является стартовой площадкой любой деятельности и поэтому занимает ведущее место в её структуре. В то же время мотивационная сфера сама по себе – сложное образование. Уровень развития мотивационной сферы зависит от сформированности потребностей, мотивов, интересов, целей и других её компонентов. [1,с. 63]
А.К. Маркова определяет мотив как «направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность». Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами. [5, с.72]
По определению Л.И. Божович, мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, её основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой.[14]
А.К. Марковой рассмотрены функции мотивов: Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно предшествует поведению на всех его этапах, во всех его звеньях. [1, с.38]
А.К. Маркова выделяет два критерия для определения качества учебных мотивов: содержательный и динамический. Содержательные качества мотивов связанны с характером учебной деятельности и к ним относятся осознанность, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность, доминирование в структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов. Динамические качества связанны с психофизиологическими особенностями ребенка и проявляются в устойчивости мотива, его силе и выраженности, эмоциональной окраске. О.П. Василенко предлагает предлагает характеризовать мотивы по содержанию и состоянию (уровню сформированности). Состояние характеризуется осознанностью мотивов, их значимостью и мерой действенности.[15]
Рассмотрим виды учебных мотивов. Надо отметить, что в литературе не имеется единой и общепринятой классификации учебных мотивов. Но на наш взгляд наиболее полную классификацию представила А.К. Маркова. К уровням познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов, самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметьследующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношения с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми). [14]
Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на:
Внешние мотивы – мотивы, реализующие непознавательную (социальную по классификации) потребность, не связанные с получением знаний (не совпадают с целью учения).
Методическая разработка игры-драматизации «Времена года»
Времена года Цель игры. Развитие навыков вокальной импровизации и артистизма учащихся. Действующие лица Ведущий Зима девочки Весна Осень Лето Ведущий. Ребята, кто из вас знает, как называются периоды года, связанные с движением солнца и изменениями в природе? Дети. Времена года. Ведущий. Назовите четыре времени года. Дети. Весна, лето, о ...
Теоретические основы интеграции как педагогического явления
Интеграция имеет давние традиции, однако обозначилось как педагогическое явление сравнительно недавно, в 90-х гг. XX века. Многие классики педагогической мысли всегда уделяли интеграции большое внимание. Например, Д.Локк утверждал, что один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. И.Г.Песталоцци раскрыл многообразие взаим ...