Итак, мы рассмотрели разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся.
5. Методы стимулирования мотивации учения - Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.). [16]
Методы стимулирования и мотивации учения группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, и включающая в себя две подгруппы. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).[17]
В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых выделяют следующие группы:
Эмоциональные методы мотивации:
1 – поощрение, порицание
2 – учебно-познавательная игра,
3 – создание ярких наглядно-образных представлений,
4 – создание ситуации успеха,
5 – стимулирующее оценивание,
6 – свободный выбор задания.
Познавательные методы мотивации:
1 – опора на жизненный опыт,
2 – создание проблемной ситуации,
3 – побуждение к поиску альтернативных решений,
4 – выполнение творческих заданий,
5 – «мозговая атака»,
Волевые методы мотивации:
1 – предъявление учебных требований,
2 – информирование об обязательных результатах обучения,
3 – познавательные затруднения,
4 – самооценка деятельности и коррекция,
5 – рефлексия поведения,
6 – прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации:
1 – развитие желания быть полезным отечеству,
2 – побуждение подражать сильной личности,
3 – создание ситуаций взаимопомощи,
4 – поиск контактов и сотрудничества,
5 – заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 – взаимопроверка,
7 – рецензирование.
Для становления мотивации следует использовать не один путь, а все пути и методы в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. [4]
Таким образом, можно сделать вывод, что средства формирования учебной мотивации очень разнообразны. И чтобы получить наиболее полный эффект необходимо применять их совместно. Но в своем практическом исследовании мы остановимся подробнее на методах стимулирования мотивации, и постараемся выяснить применение каких групп методов стимулирования дают наиболее эффективные результаты.
Особенности развития игр
Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматри ...
Педагогическая и андрагогическая модели обучения
Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно же, необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы. Но основное - это именно деятельность. В самом общем виде мож ...