Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно же, необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы. Но основное - это именно деятельность.
В самом общем виде можно сказать, что в педагогической модели обучения доминирующее положение занимает обучающий
. Именно он определяет все параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. В силу объективных факторов (несформированности личности, зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) обучаемый в педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его основная роль - это восприятие социального опыта, передаваемого обучающим.
В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся.
Взрослый - "актор", один из равноправных субъектов процесса обучения. C точки зрения андрагогики, взрослые обучающиеся (впрочем, как и старшие подростки в определенных ситуациях), испытывающие глубокую потребность в самостоятельности (хотя в некоторых ситуациях они и могут быть временно зависимы от кого-либо), должны играть ведущую роль в процессе своего образования. Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, что бы поощрять и поддерживать саморазвитие взрослого, оказывать помощь в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится самостоятельный поиск знаний, умений, навыков и качеств.
Значение опыта обучаемого в педагогической модели весьма незначительно. Он может быть использован лишь в качестве отправной точки. Основное значение имеет опыт преподавателя или автора учебника. Соответственно, основными видами технологии учебной деятельности являются передаточные: лекции, рекомендованное чтение, телевизионные передачи.
С точки зрения андрагогической модели человек аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как для него самого, так и для других людей. Функцией преподавателя в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении его наличного опыта. Основными при этом становятся соответствующие формы занятий: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды деловых игр.
В рамках педагогической модели готовность к обучению определяется в основном внешними причинами: принуждением, давлением общества (семьи, друзей) на человека, угрозой жизненной неудачи в случае отказа и т.д. Обучаемые согласны и вынуждены учить одни и те же предметы, поэтому их деятельность можно строить по стандарту, предусматривающему единообразное постепенное изучение отдельных, не связанных друг с другом дисциплин. Главной задачей обучающего в этом случае становится создание искусственной мотивации.
В андрагогической модели готовность обучающегося учиться определяется его потребностью в этом для решения конкретных проблем. Поэтому он сам играет ведущую роль в формировании мотивации и определения целей обучения. В этом случае задача преподавателя состоит в том, чтобы создать благоприятные условия, снабдить ученика необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выяснить свои потребности. Учебные программы в этом случае должны быть построены на базе их возможного применения в жизни: основой организации процесса в связи с этим становится индивидуализация обучения, преследующая конкретные цели каждого ученика.
В педагогической модели ученики ориентируются на приобретение знаний впрок, зная заранее, что большинство из них, если и пригодится им в жизни, то позже. Целью их становится заучивание как можно большего количества знаний, умений, навыков и качеств. Курс обучения строится по разделам учебных дисциплин, следуя логике предмета.
В рамках андрагогической модели обучающиеся стремятся применить полученные знания и навыки уже сегодня, чтобы добиться большей эффективности. Деятельность обучающегося заключается в приобретении тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимы ему для решения важной проблемы. Деятельность обучающего сводится к оказанию ему помощи в отборе необходимых знаний, умений, навыков, и качеств. Обучение строится по междисциплинарным модулям (блокам).
Исходя из вышесказанного и учитывая особенности невзрослых и взрослых обучающихся, в педагогической модели часто декламируемая совместная деятельность практически не имеет места. Она принципиально не может осуществляться на этапах планирования, оценивания и коррекции процесса: реализуется частично лишь на этапах диагностики и реализации процесса обучения. В старших же классах необходимо стремиться применять андрагогическую модель обучения.
Формирование положительных взаимоотношений у
дошкольников в процессе игровой деятельности
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки. Но нравственное развитие обуславливается и тем, к ...
Особенности развития общения у детей дошкольного возраста
Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. М.И. Лисина выдвинула четыре критерия
для выявления наличия у ребёнка потребности в общении. Пе ...