Выявление уровней сформированности мотивации учения школьников

Структура образования » Методы стимулирования повышения мотивации и их реализация на уроке » Выявление уровней сформированности мотивации учения школьников

Страница 1

Целью нашего экспериментального исследования было выявить уровни сформированности мотивации учения у школьников в образовательном процессе и внедрение методов стимулирования повышения мотивации учения на уроке. Наше исследование проходило на базе 6-х классов муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 10 г. Комсомольска-на-Амуре. Общее количество испытуемых 51 человек (6а класс – 15 человек; 6Б класс – 18 человек; 6В – 18 человек).

Наш эксперимент проходил в 3 этапа:

1 этап – констатирующий эксперимент, целью которого было выявление исходного уровня сформированности учебной мотивации у школьников.

2 этап – преобразующий эксперимент, суть которого заключалась во внедрении в процесс ведения урока методов стимулирования повышения мотивации учения. В 6А классе введение эмоциональных методов стимулирования повышения мотивации на уроке; в 6Б классе введение познавательных методов стимулирования повышения мотивации на уроке.

3 этап – контрольный эксперимент. На данном этапе нами осуществлялся повторный замер уровней сформированности учебной мотивации школьников, с целью выявления группы методов наиболее эффективно стимулирующих учебную мотивацию.

На первом этапе исследования нам предстояло выявить исходный уровень сформированности мотивации у школьников. Для этого мы воспользовались методикой Осадчей Л.А. «Анкета для определения уровня сформированности учебной мотивации» (приложение А), состоящая из 25 вопросов. Учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты, такие как: вы учитесь потому, что Вам интересно это делать? Вам хочется сделать больше, чем задает учитель? Вы занимаетесь самообразованием? Вы пользуетесь дополнительной литературой, энциклопедиями? Считаете ли Вы, что для получения хороших знаний нужно участвовать в практической деятельности? Вы считаете, что смысл жизни заключается в постоянном познании чего-то нового, в творчестве. Также в анкете приводится описание пяти уровней сформированности мотивации учения, которые могут быть выявлены у учащихся. Каждый из респондентов должен был ответить на вопросы анкеты, предлагалось два варианта ответов «Да» или «Нет».

Перед этим в каждом классе данной параллели, учащимся была изложена суть проводимого эксперимента. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, встречающихся в анкете. Полученные нами результаты представлены в таблице 1.

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, характеризуется наличием у учащихся познавательного мотива, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Его обнаружили минимальное кол-во учащихся -13,3% учащихся 6А класса; 5,5% учащихся 6Б класса и 16,5% учащихся 6В класса.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация, проявляющаяся в том, что учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью, охотно выполняют все предъявляемые школьные требования, проявляют интерес к учению. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Его проявили 33,3% учащихся 6А класса, 33% учащихся 6Б класса и 33,5 6В класса.

Третий уровень – характеризуется положительным отношением, но в силу внеучебной деятельности, организуемой в ней. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Его проявили 20% учащихся 6А класса и 22% учащихся 6Б и 6В классов.

Страницы: 1 2


Методы и приемы нравственно -экологического воспитания старших дошкольников
Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребенок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятие по теме: “Лес” проводит сказочный Лесовичок, по теме “Речка” – Водяной или Русалка. Можно использо ...

Развивающие возможности игровой деятельности на уроках информатики в начальной школе
Сегодня информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования. Курс обучения информатике в начальной школе построен в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственным образовательным стандартом и решает задачи развивающего, мировоззренческого и т ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru