Необходимым условием процесса обучения является сохранность информации, т.е. ее необходимо запомнить. Обратите внимание (это важно), что неспособность обучающегося продемонстрировать полученные знания скорее может быть результатом не его неспособности, а неумения воспроизвести то, что было изучено. Причин этому может быть несколько.
(а) Разрушение заученной информации, т.е. долгое неиспользование привело к тому, что часть ее забылась. Память, однако, редко пропадает совсем, и ее можно восстановить десятилетия спустя после того или иного события.
(б) Вмешательство информации, касающейся других предметов, в конкретную информацию, «отложенную на хранение», например, противоречия между тем, что было выучено давно, и тем, что пришлось изучить относительно недавно, или путаница в информации, относящейся к разным предметам. Последнее может испытывать студент, который день и ночь интенсивно готовился к сдаче экзамена по химии, пытаясь вспомнить какие-то исторические факты. Однако знания по истории накануне сдачи экзамена по этому предмету могут тормозить память студента при попытке вспомнить материал по химии.
(в) Блокирование памяти. Иногда люди знают, что располагают ответом на вопрос, но тщетно пытаются вспомнить его. Ответ так и вертится на языке, хотя толком не вспоминается. В настоящее время мало еще известно об этом физиологическом феномене.
(г) Подавление, т.е. запрятывание болезненных воспоминаний, чтобы избавиться от чувства беспокойства, связанного с ними. Некоторые воспоминания могут быть так глубоко подавлены, что для их восстановления требуется вмешательство психотерапевта и/или медикаментозное лечение.
Забывчивость
Известно, что некоторые события и ситуации провоцируют забывчивость. В их число входят:
• неспособность или недоступность практики;
• недостаточное повторение важных пунктов в процессе обучения;
• индивидуальный отказ распознать важность данного пункта, поскольку он противоречит внутренней системе ценностей данного человека или по каким-либо причинам не нравится ему;
• конфликты между новой информацией и тем, что было изучено и усвоено в прошлом;
• ранее приобретенный негативный опыт обучения,
Информация, являющаяся необычной или интересной в практическом смысле, менее подвержена забываемости (даже если она малозначима для человека), чем информация, являющаяся рутинной. Это выдвигает на первый план необходимость заострения внимания обучающегося на важных пунктах, при этом вся остальная информация уравнивается, т.е. запоминается лишь в общих чертах.
Эта теория предполагает, что индивидуум может перемещать большие объемы информации из краткосрочной памяти в долгосрочную путем комбинирования небольших частей информации в большие информационные блоки. Однако это возможно, если обучающийся понимает каждую мелкую часть информации и поэтому способен разместить эти части в смысловом контексте. Примерами могут служить запоминание телефонных номеров путем разбивки их на трех- или четырехзначные группы, или заучивание стихотворения или песни по строкам одна за другой (каждая строка должна содержать всего несколько слов).
Успешной работе памяти очень способствует понимание. Запоминание информации, которая непонятна, представляет исключительную сложность. Этот факт имеет много последствий для обучения, особенно для изучения по частям.
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
Старшеклассник (период ранней юности с 15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, ...
Методы социальной педагогики
Познакомившись с особенностями этой социальной педагогики, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии. ...