В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Кроме того, игра облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности. В игре со сверстниками ребенку легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее.
Игра способствует развитию познавательной сферы ребенка. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, у детей формируется творческое воображение.
Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения.
Таким образом, особенности игры как деятельности:
- отобразительный и действенно-речевой характер, специфические мотивы (основной мотив это переживание ребенком в игре значимых для него сторон действительности, интерес к действиям с предметами, событиям, отношениям между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес. Однако, как отмечал Л.С.Выготский - ребенок играет, не осознавая мотивов своей деятельности);
- в игре присутствует воображаемая ситуация и ее компоненты (роли, сюжет, воображаемое явление);
- в играх имеются правила (скрытые, вытекающие из роли, сюжета и открытые, ярко выраженные);
- активная деятельность воображения; повторность игры и игрового действия (благодаря стремлению к подражанию, ребенок много раз повторяет одни и те же действия, слова, а такое повторение необходимо для психического развития. Именно на повторности построены многие подвижные игры);
- самостоятельность (эта особенность с особой силой проявляется в творческих играх, где дети самостоятельно выбирают сюжет, развивают его, определяют правила);
- творческий характер, что позволяет детям проявить инициативу, фантазию в построении сюжета, в выборе содержания, в создании игровой обстановки, в выборе изобразительных средств для выполнения ролей;
- эмоциональная насыщенность (игра невозможна без чувства радости, удовлетворения, вызывает эстетические эмоции и др.).
1.В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.
- стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых (играя ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства). В игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космос ит.д. Таким образом малыш, как указывал К.Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
- потребность в познании окружающего мира (игры предоставляют возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры).
- потребность в активных движениях (подвижные игры, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные материалы)
- потребности в общении (играя дети вступают в различные взаимоотношения).
2. В недрах игры зарождаются другие виды деятельности (труд, учение).
3. Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.
Сравнительный анализ эффективности коррекционно-развивающей программы и
базовой программы дома-интерната
Таблица 3.4 – Сравнительный анализ эффективности предложенной программы с базовой программой дома-интерната Тест КГ после эк-та ЭГ после эк-та tнабл P «Мозаика» 2,4±0,48 4,3±0,66 3,87> tкрит=2,37 <0,05 «Разложи» 2,9±0,78 4,1±0,78 2,94> tкрит=2,37 <0,05 «Застегни» 2±0,87 4±0,87 4,02> tкрит=2,37 <0,05 «Шнуровка» 1,6±0,99 ...
Организация и проведение исследования
Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень развития дикции у детей 5-6 лет. Исходя из цели исследования, определены следующие задачи: 1. Выявить уровень развития правильного звукопроизношения. 2. Выявить уровень развития дикционного аппарата. В качестве диагностического материала использовались чис ...