По тем же причинам почти в полном пренебрежении физическое воспитание. Учителя руководствовались христианским догматом "Тело - враг души".
Порою устраивались «дни веселья», решались игры, борьба и пр. Хотя формально каникул не существовало, дети могли отдохнуть от учебы во время церковных праздников.
Царили жестокие наказания: лишение еды, карцер. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, позже - по голому телу. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело.
Большинство число церковных школ ограничивалось рудементарным образованием. В школах бенедиктинцев 3 года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению ритуалов. Немного шире была программа школ капуцинов, которая знакомила с религиозным учением и давала подготовку (письмо, счет, пение).
Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтиръ. Первое называлось пособие, написанное на латыни. Пособие приобщало к основам христианской веры. Работа с учащимися по нему сопровождалась устными наставлениями на родном языке. Псалтирь (книгу псалмов) сначала заучивали на наизусть, а потом (после усвоения алфавита) читали.
Писали на вощеных деревянных дощечках заостренной палочкой (стило), т. е. так же как в античную эпоху. Считать учили по пальцам с помощью определенных жестов.
Церковные школы, в которых давалось повышенное образование, исчислялись единицами. Несколько таких школ, например, было в конце VIII в. в Англии, Ирландии. Ряд церковных школ превратился в крупные центры. Так, в начале XII в. в Парижской богословской школе по свидетельству современников, обучались до 30 тысяч студентов.
Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Канон семи свободных искусств обычно включил дисциплины: грамматику (с элементами литературы), философию, риторику (включая историю),географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), арифметику.
Программа семи свободных искусств делилась на; низшую - тривиум (грамматика, риторика, диалектика),высшую - квадривиум (арифметика, география, астрономия).
Грамматика была главным учебным предметом, изучение латыни начиналось с усвоения элементарных правил Постепенно учебники упрощались. После усвоения грамматики переходили к изучению литературы. Сначала читали короткие литературные тексты. Далее приступали к правилам стиха, читали поэтические сочинения.
Диалектика и риторика преподносились одновременно. Первая правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, т. е. часто выступала и как логика. Вторая учила строить фразы, искусству красноречия. Обучение философий и диалектики опиралось в первую очередь на произведения Аристотеля. Уроки географии и геометрии давали представление об устройстве обитаемого пространства. Число не отделялось от пространственной формы.
В музыкальном образовании наименьшее внимание уделялось игре на инструментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии.
Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. Бытовало убеждение, что усидчивость - наилучший способ овладения христианскими школьным знанием.
В итоге церковные школы раннего Средневековья имели не много пользы. Детям из низших слоев, т. е. большинству населения, доступ к образованию закрытым. Уровень подготовки был крайне низким.
В период с XII по XV в. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую это выразилось в появлении так называемых городских школ и университетов. Создание светских учебных заведений тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, нуждавшихся в близком образовании. Такие учреждения зарождались в недрах церковного образования.
Первые городские школы появились во второй половине XII - начале XIII в. в Лондоне, Париже, Милане, Любеке, Гамбурге и др.
Происходило это по-разному, например, путем трансформации приходских школ. Так были основаны в Париже XII в. малые школы. Преподавание вели светские лица под руководством каноника собора Нотр-Дама.
Особенности развития детского
художественного творчества
Давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия -длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое ...
Исследование основных характеристик курильщика
Мы провели исследование, как младшие школьники знают о вреде курения. Для этого мы составили тест из 10 вопросов и провели его в 3 "Б" классе. Вопросы: Одна из главных причин, почему подростки курят - это чтобы "быть как все". Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы, в результате пассивного кур ...