Драматизация как музыкальная деятельность: общая характеристика, содержание, структура

Структура образования » Игра на уроках музыки в основной школе » Драматизация как музыкальная деятельность: общая характеристика, содержание, структура

Страница 1

Воздействие игры на детей дошкольного и школьного возраста общепризнанно. В результате освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольного детства формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой деятельности учебной.

Драматизация — разновидность художественной игры с присущими ей специфическими особенностями. Во-первых, игра драматизация, являясь художественной, есть форма усвоения социального опыта людей, причем не только познавательного, но и опыта общения. Во-вторых, в игре-драматизации актуализуется индивидуальный опыт школьника в сфере музыкальной деятельности (при этом имеется в виду прежде всего опыт эмоциональный — круг эмоционально насыщенных представлений и образов). В-третьих, необходимо отметить процессуальность игры, которая рождается в данный момент и является следствием взаимодействия социального и индивидуального опыта.

На уроке музыки драматизация организуется на основе сюжета литературного произведения. В процессе драматизации все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, пантомимы, жеста, позы, мизансцены.

Интонация (музыкальная и речевая), ведущий компонент игры-драматизации, представляет собой сложное, многозначное явление

Это:

• фонетически организованная речь, средство выражения экспрессивной и эмоциональной окраски языка и речи;

• при чтении стихотворения повышение голоса к середине стихотворного периода (стиха двустишия) и понижение с паузой в его конце

• звуковое воплощение музыкальной мысли

• точность воспроизведения высоты звуков при исполнении музыкального произведения.

Мимика — выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека, сопровождающих речь.

Жест — движение рукой или другое телодвижение, что-либо выражающее или сопровождающее речь.

Поза — положение тела.

Мизансцена — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.

На базе основных элементов драматизации можно выделить три концентра форм драматизации по уровню сложности.

I концентр представляет собой простейшие формы драматизации: исполнение музыкальных диалогов, песен «по ролям», импровизации типа «музыкальный разговор»; «вхождение» в роль при восприятии-слушании музыки; исполнение песен солистами.

II концентр представляет собой более сложные формы драматизации, основанные на реализации разных умений и навыков: пластически выразительное исполнение партий героев музыкально-сценических произведений, участие в вокальных, инструментальных и драматических импровизациях, подбор музыкальных иллюстраций к образцам народно-поэтического творчества, инсценировка фрагментов отечественной и зарубежной детской музыкальной классики.

III концентр составляет развернутая драматизация, объединяющая все возможные формы участия детей в музыкальном представлении. Такая драматизация может осуществляться в трех вариантах: драматизация отдельного эпизода произведения, нескольких связанных между собой эпизодов и драматизация целого произведения (инсценировка песен, постановка фрагментов детских опер, музыкальных сказок, уроков-спектаклей).

Страницы: 1 2


Содержание обучения темпу речи неслышащих учащихся
Отсутствие у ребенка полноценной функции слухового анализатора не дает возможности формированию произношения без специального обучения. В обучении глухих произношению главной задачей является обеспечение максимальной внятности речи, которая создала бы возможность полноценного использования устной речи как средства общения. Обучение глухи ...

Преемственность работы детского сада со школой
Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот: учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированного нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка. Преемственность может рассматривать ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru