Воздействие игры на детей дошкольного и школьного возраста общепризнанно. В результате освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольного детства формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой деятельности учебной.
Драматизация — разновидность художественной игры с присущими ей специфическими особенностями. Во-первых, игра драматизация, являясь художественной, есть форма усвоения социального опыта людей, причем не только познавательного, но и опыта общения. Во-вторых, в игре-драматизации актуализуется индивидуальный опыт школьника в сфере музыкальной деятельности (при этом имеется в виду прежде всего опыт эмоциональный — круг эмоционально насыщенных представлений и образов). В-третьих, необходимо отметить процессуальность игры, которая рождается в данный момент и является следствием взаимодействия социального и индивидуального опыта.
На уроке музыки драматизация организуется на основе сюжета литературного произведения. В процессе драматизации все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, пантомимы, жеста, позы, мизансцены.
Интонация (музыкальная и речевая), ведущий компонент игры-драматизации, представляет собой сложное, многозначное явление
Это:
• фонетически организованная речь, средство выражения экспрессивной и эмоциональной окраски языка и речи;
• при чтении стихотворения повышение голоса к середине стихотворного периода (стиха двустишия) и понижение с паузой в его конце
• звуковое воплощение музыкальной мысли
• точность воспроизведения высоты звуков при исполнении музыкального произведения.
Мимика — выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека, сопровождающих речь.
Жест — движение рукой или другое телодвижение, что-либо выражающее или сопровождающее речь.
Поза — положение тела.
Мизансцена — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.
На базе основных элементов драматизации можно выделить три концентра форм драматизации по уровню сложности.
I концентр представляет собой простейшие формы драматизации: исполнение музыкальных диалогов, песен «по ролям», импровизации типа «музыкальный разговор»; «вхождение» в роль при восприятии-слушании музыки; исполнение песен солистами.
II концентр представляет собой более сложные формы драматизации, основанные на реализации разных умений и навыков: пластически выразительное исполнение партий героев музыкально-сценических произведений, участие в вокальных, инструментальных и драматических импровизациях, подбор музыкальных иллюстраций к образцам народно-поэтического творчества, инсценировка фрагментов отечественной и зарубежной детской музыкальной классики.
III концентр составляет развернутая драматизация, объединяющая все возможные формы участия детей в музыкальном представлении. Такая драматизация может осуществляться в трех вариантах: драматизация отдельного эпизода произведения, нескольких связанных между собой эпизодов и драматизация целого произведения (инсценировка песен, постановка фрагментов детских опер, музыкальных сказок, уроков-спектаклей).
Эстетическое воспитание дошкольников средствами аппликации
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами об ...
Методика работы с геометрическими образами
Работа с геометрическими образами при усвоении математики предполагает значительную нагрузку на интеллект, поэтому «насыщение» урока учебным материалом, требующим работы с образом, должно опираться на четкое осознание учителем того, какой тип заданий он предлагает ученику. Таких заданий в геометрии используется много. Они содержатся в уч ...