Учитель музыки при выборе произведения для драматизации должен уметь определять, что является ее сюжетом и содержанием.
Сюжет— последовательность и связь изображаемых событий в произведении литературы и искусства. Сюжет в драматизации — это та область музыкального искусства, которую школьники стремятся изобразить в игре. Например, общеизвестными сюжетами драматизации могут стать игры в «музыкальный магазин», «музыкальное путешествие», «богатырский турнир», «музыкальный театр» .
Содержанием драматизации является то, что именно школьники выделяют в отображаемой жизни как самое главное для них, самое существенное и что они пытаются в первую очередь изобразить в игре на данный сюжет. Заметим, что игра-драматизация на один и тот же сюжет может иметь различное содержание (в зависимости от творческих возможностей педагога и учащихся). Кроме этого, содержанием драматизации могут быть народные и авторские детские песни, инструментальная музыка для детей.
Анализ выразительных средств драматизации, специфики сюжета и содержания помогает учителю музыки управлять игровой деятельностью школьников на уроке. Рассматривая игру-драматизацию как один из видов музыкальной деятельности, определим последовательность составляющих ее этапов:
1. Восприятие-слушание музыкального материала, который предстоит драматизировать.
2. Анализ содержания и музыкально-речевых элементов произведения в целях проведения драматизации:
а) воссоздание обстановки действия (частичный пересказ сюжета после прослушивания музыкального произведения);
б) перечисление действующих лиц для определения количества ролей и их предполагаемых исполнителей;
в) словесное описание внешности персонажей для оказания помощи «гримерам» и «костюмерам»;
г) музыкальная характеристика каждого персонажа, особенностей его музыкальной речи;
д) разработка мизансцен с целью инсценировки выбранного музыкального произведения.
3. Определение исполнительских задач, обусловленных авторским замыслом композитора и драматурга.
4. Выбор средств выразительности музыкального и вербального языка для осуществления намеченных задач.
5. Инсценировка музыкально-сценического произведения.
6. Анализ качества исполнения с точки зрения воплощения художественной идеи произнесения (степень точности и многогранности воплощения отдельных персонажей, динамизм развертывания сценического действия).
7. Подведение итогов проделанной работы и оценка результатов проведенной игры-драматизации.
Пути совершенствования традиционной
концепции обучения
Чем объясняется низкая эффективность существующей системы (традиционного) обучения? Эта система имеет следующую, всем известную структуру: · содержание · организация · методика Методика, которая в первую очередь интересует нас в данном случае, предназначена для оптимального построения, учебного процесса, чтобы предписанное программой сод ...
Психологические основы организации урока
Организация учебного процесса это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимся, а также способ структурирования учебного процесса, в том числе учебного материала, обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся. Необходимо понять, что успех, эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, хар ...