Гигиенические требования к учебному процессу

Структура образования » Гигиена в школе » Гигиенические требования к учебному процессу

Страница 1

Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.

Утомление на школьном уроке - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма.

О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.

Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.

Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. В настоящее время предельная недельная учебная нагрузка составляет в начальной школе 20-25 часов, в средней школе - 28-32 часа и в старшей - 31-36 часов, в зависимости от длительности учебной недели.

Очень важен оптимальный ритм работы и отдыха, в том числе активного отдыха.

Таблица 1 – Учебный план общеобразовательных школ РФ.

Учебные предметы

Количество часов в неделю по классам

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

Русский язык

7

6

4

3

2

-

-

Литература

4

3

2

2

3

4

3

Математика

6

6

6

6

6

4/3

4

История

2

2

2

2

3

4

3

Ознакомление с окружающим миром

-

-

-

-

-

-

2

Обществоведение

-

-

-

-

-

1

-

Природоведение

1

-

-

-

-

-

-

География

-

2

3

2

2

2/1

-

Биология

-

2

2

2

2

1

1/2

Физика

-

-

2

2

3

4

4

Астрономия

-

-

-

-

-

-

1

Черчение

-

-

1

1

1

-

-

Химия

-

-

-

3

3/2

2

2

Иностранный язык

4

3

2

2

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

-

-

-

-

Физкультура

2

2

2

2

2

2

2

Трудовое обучение

2

2

2

3

3

4

4

Начальная военная подготовка

-

-

-

-

-

2

2

Музыка

1

1

1

1

-

-

-

Этика и психология семейной жизни

-

-

-

-

1

-

-

Основы информатики

-

-

-

-

-

1

2

Всего

30

30

30

31

32/31

32

31/32

Страницы: 1 2 3


Семейные ценности единственных детей
Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами подросткового возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение юношей определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренн ...

Алгоритм и его основные виды
Алгоритм — одно из важнейших поня­тии информатики. Алгоритм —точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действии), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу). Предписываемые операции (дей­ствия) должны быть доступны адресату. Они могут быть как эл ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru