Этот процесс, который гораздо более приложим к обучению человека, связывается с именем американского психолога Скиннера (B.F. Skinner). Типичный эксперимент Скиннера выглядит следующим образом.
(а) Сконструирована специальная клетка, на одной стенке которой имеется рычаг, а на другой — ящичек для корма. Если надавить на рычаг, в кормушке появляется пища из .встроенного в клетку контейнера.
(б) Животное (очень часто это голубь), которое испытывает голод, помещается в клетку. В конце концов в процессе хаотичного движения по клетке голубь какой-либо частью тела дотрагивается до рычага и надавливает на него. Это высвобождает из контейнера пищу, которую голубь съедает. После нескольких случайных повторений этой последовательности событий голубь начинает понимать связь между нажатием на рычаг и появлением в кормушке корма. Вид рычага (стимул) приводит к ответной реакции — надавливанию на него. Затем появившийся в результате этого корм съедается (закрепление). Это пример научения, поскольку, накопив опыт, голубь ведет себя теперь иначе, чем прежде.
(в) После того как поведение подобным образом установлено, более действенными становятся нечастые закрепления, а не закрепление каждой ответной реакции (сравните с людьми, которым в процессе научения всякий раз, как они что-то сделают, говорят, что они молодцы).
(г) Поведение может быть скорректировано при помощи оперантного формирования условного рефлекса, иными словами, его можно сделать более точным и менее общим. Например, голубей научили играть в настольный теннис, исполнять несложные пьески на детском пианино и даже выбирать и отбраковывать таблетки неправильной формы на фармацевтической фабрике с помощью нажатия клювом на рычаг, когда готовые таблетки двигались мимо голубя по ленте конвейера.
Оперантное создание рефлексов отличается от классического в ряде аспектов.
(а) Животное не пассивно, оно проявляет активность (отсюда термин оперантное).
(б) Его поведение инструментально в получении награды или закрепления, при классическом создании рефлексов вознаграждение не имеет особого значения.
(в) Оно обучает новому поведению, в отличие от обеспечения проявления уже существующей реакции на новый стимул.
(г) Поведение животного контролируется его сознанием, это не рефлекторное действие.
Конечно, существует критика теории оперантного создания рефлексов; особенно подвергается ей предположение, что выводы о человеческом поведении могут быть сделаны на основе наблюдения за поведением животных. Эксперименты на животных могут раскрыть множество интересного о психологии кошек, собак, крыс и голубей, но их результаты не применимы к психологии человека. У животных имеются мотивации, которые, возможно, в корне отличаются от мотиваций человека, и бессловесных животных нельзя спросить, почему они ведут себя тем или иным образом. Кроме того, модель оперантного обусловливания мало, что говорит о том, как развивается процесс понимания научения и способность проникать в суть, как люди «учатся учиться» и какими средствами передаются базовые понятия о пространстве, времени, логике и т.д. Более того, эта модель игнорирует вопрос о том, кто должен разрабатывать курсы подготовки (тренировки) и какие темы должны затрагиваться в процессе подготовки.
Содержание и условия учебной экспериментальной работы
Основным способом и средством достижения конечных целей обучения иностранному языку является учебная иноязычная деятельность, осуществляемая главным образом на уроке. Вот почему изучив различные классификации видов чтения, разработанные методистами и психологами, сделав собственные выводы, убедившись в неоспоримой значимости чтения, как ...
Анализ результатов по проблеме исследования
Для старшего дошкольного возраста доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное отношение, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость. Чем раньше для себя ребенок начнет усваивать такие навыки и привычки, которые ...