Закономерности работы с детьми, страдающими от синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Структура образования » Минимальная мозговая дисфункция как причина снижения успеваемости » Закономерности работы с детьми, страдающими от синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Страница 1

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к психологу, психиатру, неврологу. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения медиков, педагогов и психологов. Описанию расторможенных, импульсивных, неугомонных, невнимательных, непослушных детей, испытывающих значительные трудности в адаптации и обучении, посвящены работы как отечественных, так и зарубежных специалистов.

Минимальная мозговая дисфункция - это множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделов мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимательность отечественные исследователи.

Впервые упоминание о гиперактивных детях появилось в специальной литературе приблизительно 150 лет назад. Немецкий медик Хоффман описал чрезвычайно подвижного ребёнка, обозначив его "непоседа Фил". Проблема становилась всё более очевидной и к началу XX века вызвала серьёзную тревогу специалистов – невропатологов и психиатров.

В 1968 году появился термин: "гипердинамический синдром детского возраста". Термин был принят в Международной классификации болезней, тем не менее скоро ему на смену пришли другие: "синдром нарушения внимания", "нарушение активности и внимания" и, наконец, "синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ), или "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ)". Последним, как наиболее полно охватывающим проблему, и пользуется отечественная медицина в настоящее время. У некоторых авторов встречаетсятся такое определение, как "минимальная мозговая дисфункция" (ММД).

В зарубежной науке, преимущественно американской, особое внимание было уделено также когнитивному компоненту - нарушениям внимания. Был выделен особый синдром - дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ). Многолетнее изучение этого синдрома позволило выявить его чрезвычайно широкую распространенность (по некоторым сведениям им страдают от 2 до 9,5% детей школьного возраста во всем мире), а также уточнить данные о причинах его возникновения.

Определяющую роль в формировании современной концепции СДВГ сыграли работы канадской исследовательницы когнитивистской ориентации В. Дуглас. Одной из первых она пришла к выводу о том, что СДВГ обусловливается общими нарушениями процессов самоконтроля и торможения на высшем уровне реакции психической деятельности, но отнюдь не элементарными расстройствами восприятия, внимания и двигательных реакций. Работы Дуглас и послужили основанием для введения в 1980 г. в классификации Американской психиатрической ассоциации и потом в классификации МКБ-10 (1994) диагностического термина "синдром дефицита внимания с гиперактивностью".

Таким образом, различные авторы описывают данное патологическое состояние, используя разные термины.

В любом случае, как бы мы ни называли проблему, она стоит очень остро и её надо решать. Число таких детей растёт. Родители опускают руки, воспитатели в детских садах и учителя в школах бьют тревогу и теряют самообладание. Сама обстановка, в которой сегодня растут и воспитываются дети, создаёт исключительно благоприятные условия для увеличения у них различных неврозов и психических отклонений.

Для уточнения границ данной патологии в США была создана специальная комиссия, предложившая следующее определение минимальной мозговой дисфункции: данный термин относится к детям с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющим нормальный уровень интеллекта и лёгкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с признаком незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций

Несмотря на усилия комиссии, единого мнения в понятиях по-прежнему не было.

Детей с подобными нарушениями стали дробить на две диагностические категории:

1) дети с нарушением активности и внимания;

2) дети со специфическими расстройствами обучаемости.

К последним относятся дисграфия (изолированное расстройство правописания), дислексия (изолированное расстройство чтения), дискалькулия (расстройство счёта), а также смешанное расстройство школьных навыков.

Страницы: 1 2


Практические рекомендации по организации логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием
Принимая во внимание выявленные особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием, нами был разработан ряд рекомендаций, направленных на развитие речевого дыхания у исследуемой категории детей и реализацию следующих задач: расширять физиологические возможности дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного ...

Определение уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего эксперимента: исследование уровня коммуникативной компетентности у детей в экспериментальной и контрольной группе. Для выявления уровня коммуникативной компетентности мы использовали методики: социометрия «У кого больше» и методика «Волшебная комната». На первом этапе работы мы изучили межличностные отношения детей с ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru