Коррекция нарушений планирования
Для коррекции нарушений планирования и организации деятельности ребенка учат планировать свои действия. Планирование должно быть обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. Побудить ребенка к планированию можно, задав ему вопрос, какие этапы нужно пройти, чтобы решить задачу. Важно проследить, чтобы планы реализовывались и действия не подменялись планированием. Нужно учить ребенка планировать не только умственные, но и бытовые действия, в т.ч. правила безопасного обращения с бытовыми приборами, правила поведения на дороге и пр. Со временем организационные моменты деятельности могут быть доведены до автоматизма, не вызывая у ребенка серьезных затруднений. Не следует браться за все сразу и ждать от ребенка быстрых положительных результатов, необходимо терпеливо и последовательно отрабатывать каждый отдельный шаг. Нужно понимать, что ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а затем в постепенно убывающей помощи взрослых.
Рекомендации по коррекции СДВГ
Для коррекции СДВГ используются также методы, направленные на уменьшение психологической напряженности в семье и школе, создание благоприятной для ребенка обстановки. Ему рекомендованы щадящий режим обучения в классе с минимальным числом детей (не более 12 чел.), укороченная продолжительность занятий (до 30 мин). Он должен занимать первую парту (для лучшего контакта с учителем). Следует оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и усилению гиперактивности. Необходимо прививать ребенку социально поощряемые нормы поведения, проявлять больше понимания и терпения при общении с ним, чаще хвалить и поощрять, когда он этого заслуживает. Важно следить за соблюдением режима дня, предоставлять возможность расходовать энергию, выполняя физические упражнения, совершая прогулки. Ввиду высокой возбудимости детей с СДВГ необходимо ограничивать их участие в массовых мероприятиях, выбирать спокойных и уравновешенных партнеров для игр, причем достаточно одного партнера.
В настоящее время продолжается поиск новых методов лечения СДВГ, при этом все более активная роль отводится особой форме поддержки и помощи ребенку и его семье – психолого-педагогическому сопровождению, которое осуществляется в т.ч. и в центрах психолого-медико-социального сопровождения (далее – ЦПМСС).
Профессиональная диагностика нарушений поведения и развития
Ведущим направлением деятельности ЦПМСС является оказание комплексной специализированной помощи детям и подросткам с СДВГ. В целях повышения уровня диагностики у детей и подростков СДВГ, а также других нарушений поведения и развития специалистами разработана схема комплексного обследования, включающая в себя несколько этапов. На первом этапе ребенка консультирует социальный педагог.
Работа социального педагога осуществляется с применением:
социальной карты ребенка;
диагностической карты, разработанной на основе классификации DSM-4 (приложение);
анкеты родителей ребенка.
На втором этапе проводится психологическое обследование ребенка с использованием следующих методик:
изучение внимания (корректурная проба, таблица Шульте);
зрительно-пространственное восприятие и копирование (графический диктант, тест Бендер, фигура Тейлора (по методике Семенович));
эмоциональная сфера (метод Амена, шкала личностной тревожности, тест Люшера, методика “Несуществующее животное”, “Дом – дерево – человек”);
интеллектуальное развитие (тест на вербальное мышление (в модификации Л.И. Переслени), тест Равена).
На третьем этапе проводится консультация ребенка логопедом и дефектологом. Специалистами-логопедами ЦПМСС “Фили” внедрены в практику следующие методические разработки:
Понятие школьной неуспеваемости
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В Психолого-педагогическом словаре (1998): неуспеваемость обучающихся – это негативное явлен ...
Формирование пространственного воображения учащихся
в компьютерной предметной среде
Структура геометрической деятельности учащихся в единстве ее наглядно-образной и логико-интуитивной сторон позволяет в системе конкретных действий учащихся по конструированию, анализу и синтезу геометрических фигур, решению задач различной направленности, исследованию понятий, фактов геометрии спроектировать процесс их обучения, обеспечи ...