Исходя из вышеизложенного, ролевая игра приобретает особое значение в обучении и может выступать как средство формирования иноязычной диалогической речи школьников.
В структуре ролевой игры выделяют такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Первый компонент – роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник).
Подбор ролей для обучения речи должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, положительные качества личности.
Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация – выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реально действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т.е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различия естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций, которые создаются искусственно. Что касается полноценного состава учебно-речевых ситуаций, то наиболее полное и развернутое описание речевых ситуаций, учитывающее как обстоятельства, так и описания представлено в статье М.В. Ляховицкого и Е.И. Вишневского. Авторы выделяют следующие компоненты ситуации:
1) субъект;
2) объект – предмет разговора;
3) отношение субъекта к предмету разговора;
4) условия речевого акта.
По мере развития диалогических умений школьников степени развернутости каждого из компонентов учебно-речевых ситуаций может уменьшаться. Выделяют 3 уровня развернутости учебно-речевых ситуаций:
1) самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты учебно-речевой ситуации;
2) промежуточный, когда условия речевого акта (обстановка компонентность партнеров в решении задач и некоторые другие) домысливаются самими учащимися;
3) минимальный, где указывается только отношение субъекта к предмету разговора. Соответственно выделенным уровнем развернутости учебно-речевых ситуаций применяется и степень самостоятельности в игре.
Итак, учебно-речевая ситуация является конструктивной основой речевой игры. Моделируя общение учебно-речевая ситуация как важнейший компонент в составе ролевой игры ставит учеников в «предлагаемые обстоятельства», выполняя функцию стимула речевой активности, побуждает школьников к общению, т.е. «запускает» механизм ролевой игры.
Третий компонент ролевой игры – ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Роевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью – главным компонентом ролевой игры и составляют основную, далее не разложенную единицу развитой формы игры. Они включают вербальные действия, использование бутафории.
О.А. Колесникова выдвигает следующие требования к ролевым играм.
Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
Сущность понятия толерантность
Проживание в мире и согласии предполагает у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…[23, c.77] Толерантность как качество личности появилось давно, а слово толерантность появилось сравнительно недавно. Проблема ...
Географический кабинет в школе, его значение, оборудование и работы в нем
Школьный географический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом средств обучения, мебелью, ТСО, приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Опыт учителей, методистов показывает, что кабинетом географии может быть одна классная комната, а своеобразным филиалом его будут географичес ...