Цель, задачи формирования санитарно-гигиенической культуры и содержание учебного материала

Структура образования » Использование ситуационной игры для развития санитарно-гигиенической культуры учеников » Цель, задачи формирования санитарно-гигиенической культуры и содержание учебного материала

Страница 1

Установлено, что методика преподавания учебной дисциплины – это часть педагогической науки, исследующая закономерности обучения конкретной общеобразовательной области. Основной компонент методики – содержательный. Он тесно связан с целями обучения предмету и определяет процессуальный компонент – формы, методы и средства обучения. Важным компонентом методики является также оценочно-результативный, позволяющий выяснить эффективность её применения. Понятие «формирование» означает процесс целенаправленного воздействия на человека. Результатом этого процесса выступают количественные и качественные изменения, характеризующие человека как личность. Таким образом, когда мы говорим о методике формирования, то понимаем под этим целенаправленное воздействие – ориентацию целей, содержания, форм и методов обучения на развитие определённых качеств личности, например её компетентности.

Основные методы санитарно-гигиенического воспитания можно отразить в рисунке 2.

Для нашего исследования важно выяснить сущность понятия «здоровье». Теоретический анализ показал, что все определения можно разделить на три группы: нормоцентрические (здоровье – нормальная деятельность организма), адаптационные (здоровье – сложный многомерный феномен, отражающий различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи с окружающим миром), аксиоцентрические (здоровье – основа творческого, духовного развития личности). Наше исследование в большей степени опиралось на нормоцентрическое определение Всемирной организации здравоохранения (здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия) и аксиоцентрическое определение: здоровье – ключевая характеристика человека, важнейший жизненный приоритет, определяющий возможность реализовать все его индивидуальные и социальные устремления. Проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников всегда уделялось значительное внимание в психолого-педагогических исследованиях.

Рисунок – 2 Общие методы санитарно-гигиенического воспитания

В настоящее время развиваются целые научные направления: валеология – область исследований, объединяющая антропологию, гигиену, медицину, педагогику, психологию в решении задач сохранения, укрепления и развития физического, психического и духовного здоровья человека; акмеология интегрирует знания по философии образования, педагогике, педагогической психологии, социологии, генетике. С позиции акмеологии здоровье определяется как «интегральная целостность человека, проявляющаяся в единстве социального и биологического аспектов; психопедагогика здоровья – междисциплинарное, многогранное направление, содействующее формированию здоровью школьников. Согласно Б.З. Вульфову, физическое и душевное здоровье обусловливают благополучие, связанное с социальным статусом личности, системой отношений с окружающими людьми. Автор подчёркивает, что важно не только сохранять и развивать, но и охранять здоровье детей от негативных внешних влияний. Для нашего исследования важно положение этого педагога, что здоровье выступает сложным процессом, в котором взаимодействуют, обусловливая друг друга, мотивационная, когнитивная, деятельностная составляющие. Это согласуется с положениями педагогики здоровье сбережения – самостоятельного научного направления. Педагогика здоровье сбережения позволяет учителю корректировать механизмы взаимодействия школьников с окружающей средой, помочь учащимся в развитии их собственного потенциала для поддержания и укрепления здоровья. Согласно положениям педагогики здоровье сбережения, формы и методы обучения важно направить на создание благоприятного эмоционально-психологического климата, личностное развитие школьников.

Результатом интеграции компетентностного подхода с культурологическим стало развитие нового педагогического направления – формирование компетентности здоровье сбережения. Авторы дают разные определения данной категории, основываясь на характеристике компетенции здоровье сбережения в классификации И.А. Зимней. Анализ определений позволил прийти к заключению, что компетентность здоровье сбережения – качество личности, включающее знания о строении и функциях организма, нормах и правилах личной гигиены, ориентации на ценности здоровья, мотивы и опыт здоровье сберегающей деятельности. Данное качество личности проявляется в готовности и способности делать выбор и принимать правильные решения относительно собственного здоровья и здоровья окружающих людей. Иначе можно сказать, что компетентность здоровье сбережения предполагает возникновение

Страницы: 1 2 3


Репродуктивный метод
Репродуктивный метод обучения используется для формирования умений и навыков школьников и способствует воспроизведению знаний и их применению по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях. Учитель с помощью системы заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или пок ...

Работа по повышению уровня мотивации учения на уроке методами стимулирования повышения мотивации
Второй этап нашего эксперимента был посвящен внедрению в процесс обучения системы методов стимулирования повышения мотивации на уроке. Задачей данного этапа нашей работы было повышение уровня мотивации учения школьников методами стимулирования повышения мотивации. Для решения данной задачи нами внедрялись в процесс обучения методы стимул ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru