Установлено, что методика преподавания учебной дисциплины – это часть педагогической науки, исследующая закономерности обучения конкретной общеобразовательной области. Основной компонент методики – содержательный. Он тесно связан с целями обучения предмету и определяет процессуальный компонент – формы, методы и средства обучения. Важным компонентом методики является также оценочно-результативный, позволяющий выяснить эффективность её применения. Понятие «формирование» означает процесс целенаправленного воздействия на человека. Результатом этого процесса выступают количественные и качественные изменения, характеризующие человека как личность. Таким образом, когда мы говорим о методике формирования, то понимаем под этим целенаправленное воздействие – ориентацию целей, содержания, форм и методов обучения на развитие определённых качеств личности, например её компетентности.
Основные методы санитарно-гигиенического воспитания можно отразить в рисунке 2.
Для нашего исследования важно выяснить сущность понятия «здоровье». Теоретический анализ показал, что все определения можно разделить на три группы: нормоцентрические (здоровье – нормальная деятельность организма), адаптационные (здоровье – сложный многомерный феномен, отражающий различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи с окружающим миром), аксиоцентрические (здоровье – основа творческого, духовного развития личности). Наше исследование в большей степени опиралось на нормоцентрическое определение Всемирной организации здравоохранения (здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия) и аксиоцентрическое определение: здоровье – ключевая характеристика человека, важнейший жизненный приоритет, определяющий возможность реализовать все его индивидуальные и социальные устремления. Проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников всегда уделялось значительное внимание в психолого-педагогических исследованиях.
Рисунок – 2 Общие методы санитарно-гигиенического воспитания
В настоящее время развиваются целые научные направления: валеология – область исследований, объединяющая антропологию, гигиену, медицину, педагогику, психологию в решении задач сохранения, укрепления и развития физического, психического и духовного здоровья человека; акмеология интегрирует знания по философии образования, педагогике, педагогической психологии, социологии, генетике. С позиции акмеологии здоровье определяется как «интегральная целостность человека, проявляющаяся в единстве социального и биологического аспектов; психопедагогика здоровья – междисциплинарное, многогранное направление, содействующее формированию здоровью школьников. Согласно Б.З. Вульфову, физическое и душевное здоровье обусловливают благополучие, связанное с социальным статусом личности, системой отношений с окружающими людьми. Автор подчёркивает, что важно не только сохранять и развивать, но и охранять здоровье детей от негативных внешних влияний. Для нашего исследования важно положение этого педагога, что здоровье выступает сложным процессом, в котором взаимодействуют, обусловливая друг друга, мотивационная, когнитивная, деятельностная составляющие. Это согласуется с положениями педагогики здоровье сбережения – самостоятельного научного направления. Педагогика здоровье сбережения позволяет учителю корректировать механизмы взаимодействия школьников с окружающей средой, помочь учащимся в развитии их собственного потенциала для поддержания и укрепления здоровья. Согласно положениям педагогики здоровье сбережения, формы и методы обучения важно направить на создание благоприятного эмоционально-психологического климата, личностное развитие школьников.
Результатом интеграции компетентностного подхода с культурологическим стало развитие нового педагогического направления – формирование компетентности здоровье сбережения. Авторы дают разные определения данной категории, основываясь на характеристике компетенции здоровье сбережения в классификации И.А. Зимней. Анализ определений позволил прийти к заключению, что компетентность здоровье сбережения – качество личности, включающее знания о строении и функциях организма, нормах и правилах личной гигиены, ориентации на ценности здоровья, мотивы и опыт здоровье сберегающей деятельности. Данное качество личности проявляется в готовности и способности делать выбор и принимать правильные решения относительно собственного здоровья и здоровья окружающих людей. Иначе можно сказать, что компетентность здоровье сбережения предполагает возникновение
Руководство и управление ДОУ
Краткие сведения о ДОУ Муниципальное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №80 расположено по адресу: 603035, г. Нижний Новгород, Московский район, ул. Чаадаева, д. 21а. Тел: 276-81-11. Факс: 276-81-11. Функционирует как муниципальн ...
Условия
и средства эстетического воспитания
Эстетическое воспитание дошкольников - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает. Эстетическое воспитание дошкольников неразрывно связано с воспи ...