К анализу эпизодов мы обращаемся и в 5-9 классах, но осмысленно, серьёзно, на мой взгляд, делают это учащиеся 10-11 классов, так как уже обработаны определённые навыки этой работы; хорошо знают, что «эпизод (от греч. - вставка) относительно самостоятельная единица в фабульно-сюжетной системе этического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени».
Расположение эпизода в тексте - важная грань композиции произведения. С одной стороны, он является некоторым законченным целым; с другой стороны, эпизод - только звено в цепи художественного произведения, связанное с другими звеньями разнообразными связями.
Начиная работу над эпизодом, ставлю перед детьми вопросы, на которые они должны дать ответы:
Что изображается?
Как изображается?
Какова идея эпизода?
Каковы смысловые связи с другими эпизодами и произведением в целом?
Какое значение имеет данный эпизод для осмысления произведения?
Чтобы определить место и роль рассматриваемого эпизода в сюжете произведения, нужно понять внутреннюю логику его развития – его микросюжет, который раскладывается на те же составляющие, что и «классический» порядок частей в композиции художественного произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Так как работа с эпизодами эпических, микроэпических и драматических произведений при всём их многообразии имеет общие методические приёмы, то план сочинения-анализа может быть следующим.
I. Вступление
1. Что такое эпизод?
2. Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.
II. Главная часть
1. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим.
2. Содержательная функция эпизода:
а) раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение;
б) даётся представление о душевном состоянии персонажа;
в) показан поворот во взаимоотношениях героев;
г) выражается авторский взгляд на те или иные проблемы.
3. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.
4. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.
III. Заключение. Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие.
Хорошо понимаю, что могут быть критические замечания по поводу плана. Да, возможно, предлагаемый подход ограничивает инициативу учащегося и степень его самостоятельности при анализе эпизода, но это с лихвой компенсируется тем, что пишущий отчётливо видит рамки задания, отчасти даже содержательную и композиционную логику сочинения.
Не так сложно, на первый взгляд, учащимся ответить на вопрос: что изображается в эпизоде? Но часто анализ заменяют пересказом сюжета.
Целесообразно, на наш взгляд, анализ эпизода начинать со следующего:
а) истории его создания (особенно, если речь одёт об анализе внефабульных эпизодов).
Пример-эпизод «Повесть о капитане Копейкине», который был запрещён цензурой и о котором сам Н. В. Гоголь сказал, что это «одно из лучших мест в поэме». Чем вызвана такая высокая оценка? Это уже проблемный вопрос, который обойти вниманием нецелесообразно.
б) с авторства рассматриваемого эпизода (так во вступительной части анализа «Первого сна Раскольникова» можно поместить рассуждение Ю. Карякина, автора книги «Достоевский в канун XXI века» о своеобразии снов в творчестве Ф. М. Достоевского).
в) с описания своеобразия эпизодов в их относительной самостоятельности, эстетической равноценности (каждый эпизод в романе Л. Н. Толстого не только ступень к определённому итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы разрешить «вопрос», - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Л. Н. Толстой). Трудно ответить на вопрос: как изображается? Это ведь связано с анализом творческой манеры (стиля) писателя. Нужно:
Выявление уровня представлений о кукольном театре и его реализация в
учебном процессе
Для выявления уровня представлений о кукольном театре и его реализации в учебном процессе мы провели тестирование "Кукольный театр" во 2 "Г" классе МОУ Лицея № 1. По результатам исследования заметим, что уровень представлений детей о кукольном театре довольно высокий, что следует из ответов учащихся на вопросы теста. ...
Особенности развития муниципального
школьного образования в РФ
Современные социально-экономические, политические условия развития нашего общества выдвигают на первый план проблему развития системы образования и управления ею. Решение стоящих перед учреждениями образования задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой - от внедрения ...