Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Красной нитью проходит через всю сурдопедагогику стремление сформировать даже у полностью лишённых слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном виде, но и в виде устного слова. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструмент мысли.
Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера её применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телефон, радио и телевидение, позволяющих передавать устную речь на громадные расстояния.
Устная речь выполняет ряд важных функций:
1. Коммуникативная – устная речь наиболее доступна, без дополнительных средств мы можем сообщать и воспринимать информацию
1. Орудие познания – с помощью устной речи человек усваивает язык посредством которого человек фиксирует свои знания.
2. Орудие интеллектуальной деятельности – вершиной развития человека является формирование у него словесно-логического мышления. Опорой для этого мышления является слуховые и кинестетические образы, которые формируются в коре головного мозга в процессе устной речевой деятельности.
Звуковые и кинестетические образы слов, словосочетаний, запечатлённые в мозгу в результате их многократного восприятия и воспроизведения в процессе речевого общения, служат основой владения языком. Оживление этих образов, скрытые, а иногда и явные движения речевых органов составляют важную опору внутренней речи, которая играет первостепенную роль в механизме нашего мышления.
В ходе своего эволюционного развития человек из всех средств коммуникации оставил за собой как наиболее удобное, экономное, многофункциональное и общедоступное средство – звуковую членораздельную речь, способную выступать в виде различных субститутов при сохранении структуры и инвариантного значения. В связи с этим именно овладение словесной речью признаётся необходимым условием становления человека как существа социального, как носителя общественного сознания, как действующего субъекта определённой культуры.
Для усвоения системы знаний, входящих в базовое образование школы глухих, для широкой социализации неслышащего школьника и развития общечеловеческих свойств и качеств необходимо формирование коммуникативно-информационального блока, естественное функционирование которого невозможно без свободного владения хотя бы одним из языков.
Смысл человеческого существования во многом определяется взаимодействием, взаимопониманием, общением с окружающими.
Общение, рассматриваемое ныне в науке о человеке как фундаментальный, конструктивный и результативный элемент культуры, как проявление свойственного человеку родового качества социальности, как субстрат всей духовной жизни, включает в себя обязательное и активное использование вербального языка в мыслительной деятельности.
Врождённая или наступившая в раннем возрасте глухота без специального обучения детей языку приводит их к немоте, т.е. лишает неслышащего ребёнка возможности естественным путём воспринимать доступную возрасту информацию и усваивать общечеловеческий опыт.
Органический дефект у безъязычного глухого реализуется как «социальный вывих» (Л.С.Выготский), поэтому широкая программа воспитания, приобщения его ко всем духовным ценностям человечества немыслима без обучения языку во всей многократности его проявлений.
Обучение глухих языку было и остаётся центральной проблемой сурдопедагогики.
Актуальность данной проблемы не снимается, а, наоборот, заостряется по мере развития педагогических систем. Поляризация или сближение взглядов на другие невербальные средства коммуникации, развитие представлений о новых знаковых системах не приводят к переоценке значимости обозначенной проблемы.
Игра со строительным материалом
В распоряжении детей постоянно должен быть настольный строительный материал и более крупный, которым можно играть на полу. В комплекты со строительным материалом следует включить соответствующие по размеру сюжетные игрушки. Наряду с деревянными строительными наборами следует иметь и пластмассовые, с деталями различных размеров. Наборы ст ...
Современное состояние и тенденции школьного образования в РФ
Известно, что отечественное образование в 60-70 годы прошлого столетия признавалось одним из самых лучших в мире. Однако в 90-е годы ХХ века российское образование стало испытывать значительные сложности. Его оценки в международных рейтингах опустились до 30-40 строчки. В настоящее время ситуация постепенно начинает меняться к лучшему, р ...