Одной из важнейших задач, стоящих перед школой для глухих детей, является задача совершенствования приёмов и способов обучения устной речи, которая могла бы служить глухим учащимся средством общения и орудием мышления. Одним из условий, при которых устная речь глухих может служить им надёжным средством коммуникацией, является внятное, доступное для понимания окружающих произношению.
Темп устной речи, выступая как один из компонентов произношения, играет важную роль в реализации процесс общения. Замедленный темп устной речи глухих детей затрудняет для них пользованием устной речью как средством коммуникации: выход за рамки общепринятого темпового диапазона в произношении глухих влечёт за собой снижение внятности речи. Кроме того, для полноценного участия в общении глухой должен уметь зрительно воспринимать обращенную к нему устную речь слышащего человека, а это возможно лишь при наличии у глухого механизма слежения, базирующегося на умении говорить с той же скоростью, что и слышащий собеседник.
Темп устной речи привлекает внимание исследователей из разных областей науки. Вопросам его изучения посвящены работы в области психологии речи, лингвистики, медицины, логопедии, сурдопедагогики (Артемов В.А., АрхиповГ.Б., Жинкин Н.И., Щерба Л.В., Зиндер Л.Р., Ильина В.И., Кожевников В.А., Хватцев М.Е., Бельтюков В.И., Волкова К.А., Шустрова Л.Г. и др.).
Исследование литературных источников показывает, что темп речи глухих не является предметом специального изучения. Данные, характеризующие отдельные стороны темпа речи глухих получены при изучении, в основном, учащихся старших классов.
Таким образом, недостаточная изученность темпа речи неслышащих школьников начальных классов определяет актуальность нашего исследования,
Объектом данного исследования определена устная речь неслышащих школьников.
Предметом исследования являются особенности темпа речи глухих школьников.
Целью нашего исследования является изучение темпа речи неслышащих учащихся. В соответствии с целью выделяются следующие задачи:
1. изучить роль темпа произношения неслышащих школьников в устной речи;
2. выявить факторы, влияющие на формирование темпа речи;
3. проанализировать систему работы над темпом речи;
4. выявить особенности темпа речи неслышащих школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
· наблюдение педагогического процесса;
· анализ школьной программы и школьной документации;
· беседа с учителями;
· констатирующий эксперимент – исследование состояния темпа речи учащихся начальной школы и учителей-сурдопедагогов при общении с учащимися.
В ходе проведения исследования и анализа литературных источников по сурдопедагогике выявилась актуальность ряда важных вопросов, касающихся темпа речи глухих школьников начальных классов.
Понятие пространственных и временных представлений
Пространственная ориентация — оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. В более узком значении понимается ориентировка на местности, т. е. определение «точки стояния» (местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам), локализация окружающих объекто ...
Построение
курса химии, ориентированного на систему понятий о химической реакции
Курс химии, ориентированный на формирование и развитие системы понятий о химической реакции, совершенно непохож на описанные выше. Например, курс для колледжей, разработанный в США коллективом авторов во главе с Ж. С. Пименталем под редакцией Г. Т. Сиборга [13]. В нем после вводных глав, связанных с описанием общего подхода к научным исс ...