Система работы по формированию правильного темпа речи

Структура образования » Изучение темпа речи неслышащих учащихся » Система работы по формированию правильного темпа речи

Страница 1

Система формирования произносительных навыков глухих осуществляется в условиях широкого применения звукоусиливающей аппаратуры, обеспечивающей использование остаточного слуха глухих школьников на всех уроках.

В программе определено содержание специальной работы по произношению, осуществляющееся на индивидуальных занятиях.

Формирование произносительных навыков информальным путём осуществляется в ходе всех занятий с применением звукоусиливающей аппаратуры: глухие школьники имеют возможность на основе слухового и слухо-зрительного восприятия речи учителя, воспитателя получить информацию о таких сторонах звучащей речи, как слитность, темп, словесное ударение и даже о некоторых фонемах.

Система работы над темпом включает в себя: работу над дыханием, формирование умения слитно произносить слова, знакомство с паузами и закрепление умения распределять дыхательные паузы при произнесении фраз.

Система работы над темпом отражена в разделе «Произношение» в Программе «Развитие слухового восприятия и обучения произношению»:

I класс: закреплять произносительные навыки, усвоенные в подготовительном классе или детском саду. Произносить слова слитно, с соблюдением словесного ударения и др. Слитно, на одном выдохе, произносить словосочетания и фразы в 6-7 слогов (например: Можно вытереть доску?). (I – II четверти)

II класс: закреплять произносительные навыки, усвоенные в I классе

(I четверть). Изменять темп произношения (говорить быстро, медленно). ( II – IV четверти)

III класс: произносить на одном выдохе фразы в 10-12 слогов, например: Я прочитал интересную книгу. Изменять темп произношения (говорить быстро, умеренно, медленно).

IV класс: закреплять умение распределять дыхательные паузы при произнесении длинных фраз. Закреплять умение изменять темп речи, сохраняя звуковой состав и ритмический контур слова.

V класс: соблюдение пауз в соответствии со смысловой связью слов. Соблюдать в речи логическое ударение, умеренно быстрый темп речи.

VI класс: соблюдать нормальный темп речи (вопросы, ответы, поручения, сообщения).

VII – XII классы: совершенствовать ранее усвоенные произносительные навыки (по усмотрению учителя в соответствии с состоянием произношения у учащихся данного класса).

Помимо навыков правильного воспроизведения звуков речи, соблюдения словесного и логического ударения, умения соблюдать умеренно-быстрый темп речи, ученики должны владеть устной речью ритмичной, слитной, интонационно-оформленной, эмоционально выразительной.

Владение этими навыками и умениями позволяет приблизить речь глухого ребенка к естественному звучанию речи слышащих. Для осуществления такого подхода необходимо единства всех методов и способов работы по формированию произношения как на индивидуальных занятиях, так и на общеобразовательных уроках.

При работе над формированием естественно звучащей речи используются все сохранные анализаторы, все способы постановки звуков, при этом особая роль отводится использованию и развитию остаточного слуха, ибо воспроизведение звучания на слух по подражанию является наиболее естественным способом формирования устной речи.

Темп устной речи играет важную роль в реализации процесса общения. Резкие отклонения от общепринятого темпового диапазона могут привести к снижению внятности речи. В пределах нормального темпового диапазона различают замедленный, средний и быстрый темпы.

Характерной особенностью произношения неслышащих школьников младших классов является замедленный темп устной речи. Нормализация темпа речи у неслышащих учащихся имеет важное значение для осуществления коммуникативной функции языка.

нарушение слух речь произношение

Организуя работу по обучению глухих темпу речи, необходимо учитывать влияние различных факторов объективного и субъективного порядка, причем имеются такие факторы, которые характерны только для речи глухих. Они были выявлены в ходе специального исследования Л.Г. Шустровой.

Одним из важнейших факторов, от которых зависит скорость устной речи глухих, является уровень владения ими устной речью (в том числе и её произносительной стороной) и развития словесно-логического мышления. Формирование у глухих школьников словесно-логического мышления осуществляется на базе овладения ими словесной речи. Так Ж.И. Шиф пишет: «Развивающаяся речь способствует приобретению знаний, которые вносят в мыслительную деятельность глухого системность и последовательность, содействуют приобретению приёмов, присущих словесно-логического мышления».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Образная выразительность в рисунках детей среднего дошкольного возраста
На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности. Результаты анализов детских рисунков свидетельствуют о наличии у дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму предметов. Однако качества творческого рисунка оцениваютс ...

Развитие одаренности ребенка и его самооценка
одаренный ребенок адаптация психический Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Р. Бернс считает, что Я-концепция играет троякую роль. Она способствует достижению внутренней согласова ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru