Система работы по формированию правильного темпа речи

Структура образования » Изучение темпа речи неслышащих учащихся » Система работы по формированию правильного темпа речи

Страница 5

Кроме перечисленных выше факторов специфичных для глухих, существует целый ряд факторов общего порядка, которые также оказывают определенное влияние на темп речи глухих.

Исследованиями Н.И. Красногорского (1953), С.Д. Мелешко (1960) установлено, что длительность произнесения слов, слогов, величина межсловесных пауз у нормально слышащих детей тесно связаны с их типологическими особенностями. Например, темп речи детей сильного уравновешенного типа высшей нервной деятельности в 3 раза быстрее, чем у детей слабого типа. Логично предположить, что типология высшей нервной деятельности глухих также оказывает определенное влияние на темп их речи. Однако до настоящего времени не имеется каких-либо экспериментальных исследований, подтверждающих это предположение.

Исследования темпа речи нормально слышащих школьников разного возраста показало (В.С. Кочергина, 1975). Что существует возрастная закономерность ускорения темпа речи. Знание возрастной динамики темпа речи нормально слышащих детей дает более точные ориентиры при обучении глухих правильному темпу речи и позволяет строить обучение в соответствии с возрастными особенностями детей.

Некоторые физиологические показатели устной речи также могут оказывать определенное влияние на темп речи глухих. По данным ряда исследователей (В.А. Богородицкий, А.Л. Трахтеров, Л.В. Щерба), к таким показателям относятся громкость и напряженность речи: скорость произношения обратно пропорциональна громкости и напряженности речи.

Темп речи может изменяться в течение дня в связи с изменением физического состояния, по мере усиления утомления, при перемене настроения и др. В медицинской литературе неоднократно встречаются указания на то, что различные заболевания могут оказать значительное влияние на деформацию темпа речи ребёнка: родовая травма, тяжелые постнатальные травмы головы, массивные заболевания и ряд других.

Знание и учет перечисленных факторов в повседневной работе над темпом речи глухих позволяет более оптимально и продуктивно построить процесс обучения глухих этой стороне произношения.

Виды упражнений в работе над темпом речи, главным образом, отражается в занятиях фонетической ритмикой.

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, свойственное детям с нарушениями слуха.

Суть упражнений сводится к воспроизведению речевого материала в заданном темпе.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении является очень важным и нелегким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умения соблюдать заданный темп.

При работе над темпом речи и ритмом, голосом и интонацией, движения носят естественный характер.

Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений и заданий.

Особое место в работе занимает фонетическая ритмика, которая используется на этапах постановки, автоматизации, коррекции звука, а также для формирования правильного речевого дыхания, ритма, орфоэпического оформления и в том числе, темпа речи.

Задачи обучения темпу речи на занятиях фонетической ритмики составляет формирование умений:

· двигаться в заданном темпе;

· сочетать движение в различном темпе;

· проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Если упражнения связаны со слоговым материалом, то ходьба в медленном темпе и быстром, прыжки, взмахи руками. Когда используются слогосочетания, слова, словосочетания, считалки, скороговорки, то характер движенийц становится более разнообразным: включаются отхлопывания, дирижирование указательным пальцем в такт проговариванию, подскоки. Проговаривание маленьких стихотворений и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притопыванием и бегом в различном темпе – от медленного к быстрому и наоборот.

Коррекция темпа движений помогает сформировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения благотворно сказывается на координации общих движений.

Сначала вопрос и краткий ответ читаются хором под дирижирование учителя 2 раза (1 раз медленно, 2 раз в нормальном темпе). Затем учитель предлагает учащимся самостоятельно поупражняться в произнесении данного речевого материала. После этого вызывается ученик, которому его товарищи задают вопросы. Устная речь учеников оценивается в первую очередь с точки зрения ее темпа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Содержание и условия учебной экспериментальной работы
Основным способом и средством достижения конечных целей обучения иностранному языку является учебная иноязычная деятельность, осуществляемая главным образом на уроке. Вот почему изучив различные классификации видов чтения, разработанные методистами и психологами, сделав собственные выводы, убедившись в неоспоримой значимости чтения, как ...

Виды одаренности
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru