Наличие у глухих нормальной психики дает основание утверждать, что общие закономерности мыслительных процессов применимы и к ним. Формирование у глухих школьников развитого словесно-логического мышления на основе овладения ими различными сторонами словесной реализации мыслей.
Высокий уровень владения произносительной стороной устной речи возможен лишь при полной и прочной автоматизации всех элементов, принимающих участие в речевом акте. «Нормальное протекание речевого высказывания невозможно без автоматизированного осуществления некоторых речевых операций».
Величина остатков слуха также оказывает определенное влияние на темп речи глухого ребенка. «Взаимодействие слуха и речи, - указывает В.И. Бельтюков, - с одной стороны, выражается в том, что чем в большой степени сохранна слуховая функция, тем менее искажённым является произношение, с другой стороны, появление в произношении тех или иных звуков речи способствует более чёткому их различению на слух».
Это положение В.И. Бельтюков в равной степени справедливо и применительно к темпу речи. По его данным, глухие школьники, не имеющие значительных остатков слуха, произносят в среднем один звук в слове за 0,24 сек., в то время как глухие, обучающиеся в тех же классах, но имеющие некоторые остатки слуха (III – IV гр.), затрагивают на это 0,19 сек.
Результаты нашего исследования состояния темпа речи глухих
Учащихся III – IV классов, различающиеся по величине остатков слуха, показали следующие результаты (абсолютный темп речи):
У глухого ребенка дефект слухового анализатора компенсируется другими сохранными анализаторами: зрением, тактильно-вибрационной чувствительностью, остаточным слухом. Формирование устной речи глухого ребенка идет с опорой на сохранные анализаторы на основе «зрительно-мышечной» и «осязательно-мышечной» подражательности (Ф.Ф.Рау,1973). Несмотря на то, что «роль и место подражания на разных этапах обучения произношению детей, лишенных слуха; своеобразие соотношения подражания и сознательного усвоения артикуляций в сурдопсихологической литературе не освещены» [ Е.И. Андреева. Некоторые психологические проблемы формирования произношения у глухих учащихся. В сб. «Сурдопедагогика и сурдоаудиология» ЛГПИ им. А.И.Герцена,1969, т. 346, стр.20], несомненным является то, что роль подражания в овладении глухих устной речью огромна.
Ведущим образцом речи для ученика в ходе обучения произношению является речь учителя, которая должна быть подлинным образцом и отвечать всем необходимым требованиям. В целом ряде литературных источников по сурдопедагогики отмечается большое влияние качества речи сурдопедагога на речь учащегося. Так, С.В. Чадова одним из важнейших условий формирования у глухих навыка чтения с губ считает правильный темп речи учителя. При этом она отмечает, что в большинстве обследованных ею классов темп речи учителей не отвечал необходимым требованиям. На неудовлетворительное состояние темпа речи учителей неоднократно указывал В.И. Бельтюков (1970). Таким образом, темп устной речи учителей является основным эталоном для учащихся, и от того, на каком уровне он находится, зависит во многом скорость устной речи глухих школьников.
Определённое влияние оказывает речь окружающих и на голосо-артикуляционные реакции глухого ребёнка. Как указывает Ф.Ф. Рау, «не имея возможности для слухо-мышечного подражания, маленькие глухонемые дети обнаруживают склонность к известному зрительному подражанию речевым движениям, которые они видят у окружающих».
Формирование произносительной стороны устной речи глухого ребёнка осуществляется на основе «зрительно-мышечной» и «осязательно-мышечной» подражательности.
Роль подражания, таким образом, в процессе обучения глухих детей устной речи очень велика, поэтому одним из существенных условий эффективности процесса обучения произношению является наличие подлинного образца речи, которому будут подражать глухие ученики. В школьной практике в качестве такого образца выступает, прежде всего, устная речь учителя и воспитателя.
В ряде исследований, посвящённых изучению речи сурдопедагогов подтверждается влияние её на разные стороны устной речи глухих учащихся; отмечается, что недостатки или искажения в речи учителя переходят в речь учеников и прочно закрепляются в ней. Так, К.А.Волкова указывает, что одним из условий формирования правильного словесного ударения в речи глухого учащегося является соблюдение правильного словесного ударения учителем в своей речи (1956). Одним из важнейших факторов, влияющих на слитность и естественность речи глухих учащихся, так Т.А. Багрецова (1962) называет образец речи учителя. Исследования С.В. Чадова (1971) показали, что неправильности в речи педагога влияют на овладение глухими учащимися навыка чтения с губ, поскольку речь учителя является для них эталоном устной речи, воспринимаемой зрительно.
Анализ результатов экспериментального обучения
По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент с целью выявления эффективности экспериментального обучения. Методом исследования явилось наблюдение за коммуникацией детей на логопедическом занятии (см. Приложение 8). В ходе наблюдения регистрировались следующие параметры речевой коммуникации: 1) количество ре ...
Виды игр
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевы ...