Учитывая актуальность проблемы, что доказано в I главе, и принимая во внимание отсутствие данных о темпе речи глухих учащихся в начальный период специального работы над этой стороной их произношения, в ходе нашего эксперимента мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Определить особенности темпа речи глухих учащихся 3 класса.
2. Выявить влияние вида речевой деятельности на изменение темпа речи.
3. Изучить особенности темпа речи учителей в ходе учебного процесса.
Проводя констатирующий эксперимент по изучению темпа речи неслышащих учащихся мы опирались на методику исследования Н.М. Назаровой.
Для экспериментального исследования темпа речи глухих детей 3 класса был подобран специальный речевой материал. Исходя из программных требований мы отобрали наиболее часто употребляемые в школьной практике виды речевой деятельности:
1. чтение слов, предложений
2. чтение небольшого прозаического текста
3. чтение стихотворного текста
4. счёт от 1 до 10
5. ответы на вопросы
Речевой материал эксперимент базировался на словаре обиходно-разговорного речи, предусмотренный программой во 2 и 3 классах, чтобы дети оперировали хорошо автоматизированным речевым материалом, часто употребляемым ими в повседневной жизни.
Материал был представлен 2,3,4-х сложными словами; фразовый материал представлен типичными фразами из уроков развития речи, чтения и обиходного словаря.
Содержание вопросов было таким, что не вызывало у них затруднений в выборе и формулировании ответа.
Текстовый материал был представлен 4 строчками стихотворения и связным текстом из 7 предложений из учебника по чтению 3 класса.
Подача речевого материала испытуемым происходила по предлагаемым уровням возрастания сложности и самостоятельности речевых действий.
Для эксперимента отбирались учащиеся с разной степенью автоматизированности произносительных речевых навыков и разной внятностью речи.
В ходе эксперимента каждый испытуемый выполнял следующие задания: читал 2,3,4-хсложные слова, три фразы, прозаический текст, стихотворный текст, считал от 1 до 10, отвечал на вопросы.
Перед началом эксперимента каждый ученик знакомился с написанным на карточках речевым материалом, предназначенным для чтения. Этим предупреждалось возникновение ошибок, задержек, оговорок. После этого давалось задание читать еще раз — сначала слова, потом фразы и текст.
При счете мы давали ученику установку: «Считать от 1 до 10».
В ходе эксперимента испытуемым не делалось никаких замечаний, касающихся их произношения и темпа речи. Некоторые ученики привыкли сопровождать свою речь дактилированием. Это не запрещалось и во время эксперимента.
При проведении нашего эксперимента мы опирались на сравнение темпа речи слышащего человека с общепринятыми в литературе данными по темпу речи слышащих людей (Н. М. Назарова).
Для получения результатов нами было организовано индивидуальное обследование 6 учащихся 3 класса школы–интерната №1 для глухих детей выборгского района г. Санкт-Петербурга.
Формирование навыка правильной осанки
· исследование осанки; · исследование плоскостопия. В "списке болезней" школьников заболевания позвоночника занимает ведущее место: каждый третий ученик имеет нарушение осанки. К сожалению, многие дети даже не подозревают о том, что у них искривлен позвоночник, и тем более не знают, что неправильная осанка со временем может яви ...
Коммуникативные игры в обучении иностранному языку
Приемы коммуникативной методики используются, как правило, в коммуникативных играх, в процессе которых обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр – организация коммуникативной задачи или проблемы. Коммуникативные игры обладают высокой с ...