В ходе проведения исследования была организована экспериментальная группа из учащихся третьих классов. Экспериментальная группа состояла из 6 детей 9-10 лет, потерявших слух на первом-втором году жизни. Все дети поступили в школу после специальной дошкольной подготовки.
Таблица №1.
Слухо-речевые возможности учащихся экспериментальной группы.
№ |
имя |
возраст |
Состояние слуха |
Уровень развития речи | |
1. |
Вова Н. |
10лет |
IVгр. |
3 ст. |
высокий |
2. |
Вера М. |
9 лет |
IIIгр. |
4 ст. |
Средний |
3. |
Юля С. |
9 лет |
IVгр. |
3 ст. |
средний |
4. |
Костя Д. |
9 лет |
IVгр. |
3 ст. |
средний |
5. |
Саша П. |
10 лет |
IIIгр. |
4 ст. |
средний |
6. |
Лиза О. |
9 лет |
IIгр. |
4 ст. |
низкий |
По данным аудиометрии трое учащихся относятся по классификации Л. В. Неймана к IVгр. Глухоты, двое к III группе, а одна ко второй группе (см. таблицу № 1).
Опираясь на данные можно сказать, что испытуемые представляют собой типичный контингент учащихся школы глухих. Но в ходе исследования можно было наблюдать разную степень автоматизированности произносительных навыков и разную внятность речи.
Можно сказать, что контингент группы ровный по своему психофизическому состоянию. У всех испытуемых достаточный для этого этапа обучения уровень развития мышления. Немного отстает в своем развитии Лиза О., которая имеет самый маленький остаточный слух, что плохо сказывается на ее уровне речевого развития.
Оперативный вид памяти у испытуемых хорошо развит, что содействует успешному выполнению заданий в ходе эксперимента. Долговременная память развита также хорошо.
Экспериментальная группа довольно разнится по состоянию внимания. Вова Н. и Вера М. имеют довольно устойчивое внимание, легко переключаются с выполнения одного задания на другое. Равномерно распределяют внимание на выполнение всех заданий. Хорошо концентрируют на установку и объяснение задания. Наблюдалась легкая утомляемость в конце эксперимента.
Костя Д., Юля С., и Саша П. отличаются от предыдущих учащихся чуть сниженным уровнем концентрации своего внимания. В первой половине эксперимента наблюдалась активность и хорошая устойчивость внимания. К концу появилась утомляемость и снижение переключаемости.
Сложнее обстояло с Лизой О., внимание которой характеризуется как неустойчивое. Она быстро утомляется, с трудом переключается с одного задания на другое, плохо концентрирует внимание на установку.
За показатель скорости произнесения мы приняли такие характеристики как темп «нормальный», «замедленный», «медленный». Характеризуя речь учителей, мы использовали такие показатели, как «умеренно беглый», «нормальный», «замедленный».
В связи с поставленными задачами можно обобщить следующие данные, характеризующие состояние темпа речи учеников экспериментальной группы, при выполнении различных заданий.
Первых два задания выражались в чтении предложений и отдельных слов. Используемый учащимися темп, в ходе выполнения заданий, охарактеризован в таблицах №2 и №3.
Таблица №2
Состояние темпа речи при чтении предложений.
Имя |
Темп речи | ||
Нормальный |
Замедленный |
Медленный | |
Вова Н. |
— |
80% |
20% |
Вера М. |
— |
60% |
40% |
Юля С. |
— |
20% |
80% |
Костя Д. |
— |
70% |
30% |
Саша П. |
— |
40% |
60% |
Лиза О. |
— |
20% |
80% |
Расширение речевой компетенции на базе различных видов чтения
Вопрос о видах чтения является одним из наиболее разработанных в методике обучения иностранному языку. Вместе с тем, этот вопрос имеет много спорных и не до конца установленных аспектов: в ряде случаев употребляются разные названия для обозначения одного и того же явления, некоторые классификации страдают тем, что строятся на недостаточн ...
Важность переноса знаний
Опасность появления негативного переноса знаний обусловливает необходимость использования с самого начала правильных методов обучения новых работников, так как от приобретенного обучаемым негативного опыта обучения впоследствии весьма трудно избавиться. Позитивный или негативный перенос знаний может иметь место при переходе работника с о ...