Эксперимент показал, что одним из факторов, влияющих на темп речи глухих, является вид речевой деятельности.
По степени влияния на темп речи виды речевой деятельности располагаются в следующей последовательности (смотрите таблицу № 8:
Наиболее беглым темп речи характерен для такого вида речевой деятельности как самостоятельная разговорная речь (ответы на вопросы). По сравнению с самостоятельной устной речью темп замедляется при всех видах чтения. Наиболее беглый он при чтении связного прозаического текста и при счете. При чтении стихотворного текста темп замедляется. Становится замедленным при чтении отдельных предложений и при чтении отдельных многосложных слов переходит на медленный.
Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше трудность вербальной задачи, трудность конструирования мысли и фразы, выборе речевых единиц для оформления высказывания при отсутствии определенных, прочно закрепленных речевых последовательностей, тем медленнее темп речи.
В ходе эксперимента мы установили, что темп речи зависит не столько от произносительных трудностей (хотя и они имеют место), сколько от умения конструировать необходимые речевые структуры, от их автоматизации и сохранения в речевой памяти.
Понижение темпа речи при чтении объясняется тем, что оно не является самостоятельной речью ученика. По-видимому, скорость темпа речи зависит не только от произносительных навыков, но и от скорости движения глаз по строке, от умения охватывать зрением возможно большие отрезки читаемой строки, от взаимодействия зрительного от речедвигательного анализаторов и др.
Эксперимент показал также, что на исследуемом нами этапе обучения темп речи не является постоянной величиной отдельного ученика. У глухих учащихся 3 класса темп речи зависит от вида речевой деятельности.
В ходе эксперимента наше внимание привлекла одна явная закономерность: ускорение темпа речи глухих учащихся одновременно давало ухудшение качество произношения звуков. Конечно же, для полноценной работы над темпом речи необходимо устранить это противоречие. Нами не было исследовано это явление, т.к. оно не входило в задачи нашего эксперимента.
Обрабатывая данные исследования темпа речи учителей мы отобразили их в таблице №9
Таблица № 9.
Изучение темпа речи учителей в различных ситуациях общения.
Имена |
Ситуация | ||||||||
Подача нового материала |
Подача знакомого материала |
Ситуация вне урока | |||||||
Умеренно беглый |
норма |
Мед-ленный |
Умеренно беглый |
норма |
Мед-ленный |
Умеренно беглый |
норма |
Мед-ленный | |
М.К. |
+ |
+ |
+ | ||||||
Л.П. |
+ |
+ |
+ | ||||||
Т.О. |
+ |
+ |
+ | ||||||
Т.А. |
+ |
+ |
+ |
Из полученных данных следует, что темп речи М.К. разный во всех ситуациях общения. Вне урока она использует в своей речи беглый темп, при объяснение нового материала замедляет его, а при подаче знакомого материала говорит в среднем, нормальном темпе.
Задачи и формы работы по экологическому образованию
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Поэтому очень важен в экологическом образовании начальный этап школьного обучения, на котором эти взаимоотношения учащихся с природной средой систематизируются и обобщаются. Мысль о взаимовлиянии природы и человека, о необходимости учитывать эту связь ...
Использование компьютеров в обучении иностранному языку
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку как средству международного общения. Он уже признана языком профессионального общения в разных сферах деятельности; а появление компьютеров поставило использование английского языка в особое положение по сравнению с другими языками. В настоящее время ни ...