Вопрос о сценических методах преподавания (драматизации учебного материала) поднимался в педагогических изданиях на рубеже XIX—XX вв. Первыми внедрили метод драматизации студенты Гарвардского университета, занимавшиеся во «Французском кружке» (1888). Интерес к изучению иностранных языков в Америке зародился и вырос главным образом благодаря драматическим представлениям в университетах и коллегиях; эти спектакли оказали влияние на развитие молодого драматического и сценического искусства Америки.
Метод драматизации, апробированный в учебных курсах Гарвардского университета, нашел многочисленных сторонников почти во всех университетах и женских коллегиях, школах того времени как в Америке, так и в других странах. Достаточно перечислить школы С. Холла и П. Эллиота в США, X. Финлей-Джонсон в Англии, С. Фора и М. Гайяра во Франции, «Гаубинду» Г. Литцав Германии.
Первая книга о методе драматизации была опубликована в России в 1911 г. Ее автор — американский педагог Н. Тичер. В этой книге речь идет о том, что обучение в школе не учитывает «драматический инстинкт» ребенка, поэтому американская педагогика разработала особый прием — драматизации учебного материала. Тичер выделяет особые свойства драматического метода:
1. Этот метод является не отвлеченным, а вполне конкретным методом воспитания и обучения, так как дети получают впечатления от предметов реального мира. Его достоинство заключается в том, что учащиеся приобретают различные трудовые и художественно-практические навыки.
2. Драматический метод является творческим, в американской и английской школах он используется при изучении иностранных языков, отечественной и всеобщей истории. В русской школе, отмечает Н. Тичер, этот метод может поднять интерес к изучению славянского языка.
3. В основе драматического метода лежит психологический принцип идео-моторного действия, который определяется таким образом: « .мысль о движении, даже самая отвлеченная, есть уже начало этого движения; она есть как бы начинающееся движение». Идео-моторной силой драматизации нужно пользоваться с большой осторожностью, поскольку она может принести вред здоровью (например, кинематограф). В связи с этим необходимо обращать внимание на нравственное содержание материала, который подлежит инсценированию.
4. Драматический метод важен тем, что дает понять личность другого, поставить себя на его место, поэтому применяется не только в «умственно-образовательных, но и нравственно-воспитательных целях». В результате «драматическое упражнение нравственной воли может вести к укреплению правильных нравственных отношений».
Кроме положительных сторон этого метода, Н. Тичер отмечает и трудности, связанные с его включением в практику преподавания. Во-первых, драматический метод был новым для учителей, поэтому они не всегда успешно пользовались им в процессе обучения разным школьным дисциплинам. Во-вторых, драматизацию лучше применять в начальной школе, так как на следующих ступенях обучения она уже не так захватывает учащихся.
В 1917 г. вышла книга английской учительницы X. Финлей-Джонсон1. В своей сельской школе она попыталась создать новые традиции обучения и построить новые отношения между учителем и учеником, основанные на сотрудничестве.
Первые попытки драматизации Финлей-Джонсон предприняла на уроках истории, так как считала, что дети обычно с интересом читают исторические романы и в известной степени драматизируют их в своем воображении. Существенным являлось то, что дети на ее уроках изображали реальных людей, а не мифологических и фантастических героев. Это отделило драматизацию от театрализованных представлений, школьных праздников, т. е. драматизация в первую очередь применялась как воспитательное средство.
Интересным представляются рассуждения педагога о том, что дети должны учиться петь артистически и на свежем воздухе. Для этого Финлей-Джонсон давала задание петь с определенной целью, причем драматизация пения осуществлялась на основе определенного сюжета (например, Робин Гуд и разбойники поют песню в лесу).
Описание компетенции ПКСПП-3
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании (ПКСПП). Под компетенцией ПКСПП-3 «способен осуществлять сбор и первичную обработку ин ...
Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье
Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, «приложить» к своему ребенку. Определенное положительное влияние на практику семейного воспитания оказали издававшиеся в последние годы педагогические руководства и рекомендации для родителей. 1. Поверьте в уникальность своего ребенка, ...