Вопрос о сценических методах преподавания (драматизации учебного материала) поднимался в педагогических изданиях на рубеже XIX—XX вв. Первыми внедрили метод драматизации студенты Гарвардского университета, занимавшиеся во «Французском кружке» (1888). Интерес к изучению иностранных языков в Америке зародился и вырос главным образом благодаря драматическим представлениям в университетах и коллегиях; эти спектакли оказали влияние на развитие молодого драматического и сценического искусства Америки.
Метод драматизации, апробированный в учебных курсах Гарвардского университета, нашел многочисленных сторонников почти во всех университетах и женских коллегиях, школах того времени как в Америке, так и в других странах. Достаточно перечислить школы С. Холла и П. Эллиота в США, X. Финлей-Джонсон в Англии, С. Фора и М. Гайяра во Франции, «Гаубинду» Г. Литцав Германии.
Первая книга о методе драматизации была опубликована в России в 1911 г. Ее автор — американский педагог Н. Тичер. В этой книге речь идет о том, что обучение в школе не учитывает «драматический инстинкт» ребенка, поэтому американская педагогика разработала особый прием — драматизации учебного материала. Тичер выделяет особые свойства драматического метода:
1. Этот метод является не отвлеченным, а вполне конкретным методом воспитания и обучения, так как дети получают впечатления от предметов реального мира. Его достоинство заключается в том, что учащиеся приобретают различные трудовые и художественно-практические навыки.
2. Драматический метод является творческим, в американской и английской школах он используется при изучении иностранных языков, отечественной и всеобщей истории. В русской школе, отмечает Н. Тичер, этот метод может поднять интерес к изучению славянского языка.
3. В основе драматического метода лежит психологический принцип идео-моторного действия, который определяется таким образом: « .мысль о движении, даже самая отвлеченная, есть уже начало этого движения; она есть как бы начинающееся движение». Идео-моторной силой драматизации нужно пользоваться с большой осторожностью, поскольку она может принести вред здоровью (например, кинематограф). В связи с этим необходимо обращать внимание на нравственное содержание материала, который подлежит инсценированию.
4. Драматический метод важен тем, что дает понять личность другого, поставить себя на его место, поэтому применяется не только в «умственно-образовательных, но и нравственно-воспитательных целях». В результате «драматическое упражнение нравственной воли может вести к укреплению правильных нравственных отношений».
Кроме положительных сторон этого метода, Н. Тичер отмечает и трудности, связанные с его включением в практику преподавания. Во-первых, драматический метод был новым для учителей, поэтому они не всегда успешно пользовались им в процессе обучения разным школьным дисциплинам. Во-вторых, драматизацию лучше применять в начальной школе, так как на следующих ступенях обучения она уже не так захватывает учащихся.
В 1917 г. вышла книга английской учительницы X. Финлей-Джонсон1. В своей сельской школе она попыталась создать новые традиции обучения и построить новые отношения между учителем и учеником, основанные на сотрудничестве.
Первые попытки драматизации Финлей-Джонсон предприняла на уроках истории, так как считала, что дети обычно с интересом читают исторические романы и в известной степени драматизируют их в своем воображении. Существенным являлось то, что дети на ее уроках изображали реальных людей, а не мифологических и фантастических героев. Это отделило драматизацию от театрализованных представлений, школьных праздников, т. е. драматизация в первую очередь применялась как воспитательное средство.
Интересным представляются рассуждения педагога о том, что дети должны учиться петь артистически и на свежем воздухе. Для этого Финлей-Джонсон давала задание петь с определенной целью, причем драматизация пения осуществлялась на основе определенного сюжета (например, Робин Гуд и разбойники поют песню в лесу).
Типы современного общения детей и родителей
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. 1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Это наиб ...
Теоретические основы интеграции как педагогического явления
Интеграция имеет давние традиции, однако обозначилось как педагогическое явление сравнительно недавно, в 90-х гг. XX века. Многие классики педагогической мысли всегда уделяли интеграции большое внимание. Например, Д.Локк утверждал, что один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. И.Г.Песталоцци раскрыл многообразие взаим ...