Подчеркивая важность использования драматизации как метода обучения всем учебным предметам, Финлей-Джонсон указывала на то, что драматизация развивает:
• инициативу и независимость, находчивость и изобретательность ребят;
• речь, дикцию; вырабатывает привычку свободно жестикулировать;
• драматический инстинкт, который прививает любовь к книге, учит правильно пользоваться учебником.
В результате в школе Финлей-Джонсон обычные отношения между учителем и учениками изменились; они превратились в отношения сотрудничества. Драматизацию как метод преподавания английский педагог и ее коллеги стали вводить во все учебные предметы (историю, родной язык, пение, природоведение, ручной труд, географию). Причем разница в методике работы со «старшими» и «младшими» была невелика, поэтому Финлей-Джонсон применяла ее при обучении старшеклассников, но с некоторыми изменениями. Так, игру-драматизацию создавала уже не она сама, а школь ники. Придуманная игра показывала степей интеллектуального развития каждого ребенка, служила средством его самовыражения.
В России драматизации как сценическом; методу преподавания начали уделять внимание в 20-е гг. Наркомпрос выдвинул целую программу воспитания через театр. Одним из активнейших методов усвоения учебного материала А.В. Луначарский считал его театральное изображение, которое должно было стать базисом новейшей педагогики, поскольку учебный материал «усваивался активно, так сказать впитывался всем организмом, приведенным в движение». Ценность драматического метода он видел в том, что при инсценировке басен, стихотворений, рассказов школьники лучше усваивали родную словесность; инсценировки бытовых сценок из жизни народов в разные эпохи помогали изучать географию и историю; изготовление костюмов и бутафории прививало детям навыки трудовой деятельности.
В педагогической секции ГУСа драматический метод становится принадлежностью «лабораторного», поэтому драматизация стала обычным методом преподавания в единой трудовой школе. Рассматривая драматизацию как учебный метод, авторы школьных программ считали, что он может быть большим подспорьем в преподавании любого предмета, начиная с родного языка и обществоведения и кончая природоведением и музыкой. Поэтому драматизацию в школе можно было применять: 1) в качестве вспомогательного средства при преподавании отдельных предметов, 2) как средство театрально-эстетического воспитания3. По общему правилу школьных программ драматизация должна была иметь закрытый характер (проводиться в классе) и преследовать дидактические, а не художественно-сценические цели.
Драматизация как один из методов художественного воспитания разрабатывалось специальной комиссией по детскому театру, которая видела пути реализации «драматического инстинкта» учащихся в устройстве школьного теневого и кукольного театра, организации хороводов и драматических игр с пением, сценок с импровизированными диалогами и хоровой декламацией, выступлений-рассказов в самодеятельных масках и костюмах и, наконец, в постановке театрального действия, выполняемого по методу свободной импровизации.
В 20-х гг. метод драматизации наиболее часто применялся при изучении родного или иностранного языка. Н.В. Кузнецов писал, что драматизация есть не только одно из средств развития речи, но и является следствием «психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, группировок». По Кузнецову, драматический метод воздействует на две сферы — умственную и эмоциональную. При выборе художественно ценного материала активно формируется и нравственно-эстетическая сфера.
Драматическому методу, применяемому на уроках в современной школе, посвящены единичные исследования. О.В. Кубасова подчеркивает важность использования драматизации в начальном обучении. Она считает, что с приходом детей в школу и переключением их с игровой деятельности на учебную необходимо включать в уроки чтения игровые приемы, к которым она относит и драматизацию. Ценность этого методического приема обусловлена рядом причин:
Особенности развития игр
Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматри ...
Планово-прогностическая деятельность
Работа ДОУ строится на основе запланированных целей и задач, взятых из программ. Прогнозирование строится на проведении диагностики воспитательно-образовательного процесса, на основе которых формируются цели и задачи годового планирования на следующий год. Задачи, указанные в годовом и календарном планах ДОУ способствуют его рациональном ...