1. Драматизация оказывает положительное влияние на все этапы работы над художественным произведением, поскольку помогает достичь наиболее зримого представления о том, что является содержанием произведения.
2. Использование приема драматизации является важным условием эстетического воспитания и развития, так как драматизация — один из видов художественного творчества.
3. Драматизация помогает отождествлять себя с героями произведения, пережить их чувства, понять поступки, характеры, вследствие чего ускоряет усвоение моральных норм, отраженных в конкретном произведении. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают не только опыт моральных чувств, переводимых в действия, но и формируется их активное отношение окружающему миру.
Особый интерес представляет педагогический опыт создания дидактического театра на базе одного класса средней школы № 31 г. Москвы. Его организовал учитель физики А. Адам-ский. Деятельность театра направлена на углубление и расширение знаний учащихся.
В классе-театре актерами становятся ученики, а учитель физики — руководителем театра. Пьесы дидактического театра пишутся по двум темам: учебным (пьесы-сказки, сюжет, интригу которых составляют научно-познавательные проблемы из курса физики) и нравственным (содержанием пьес являются нравственно-этические коллизии, возникающие в классе и перенесенные в придуманную, сказочную ситуацию).
Первый этап работы дидактического театра — создание пьесы, автором которой является весь класс: и педагог, пишущий сценарий с учетом особенностей взаимоотношений в классе, и учащиеся, дополняющие и изменяющие сценарий в процессе подготовки спектакля. Спектакль является и представлением, и решением выбранной учебной проблемы или создает образ того или иного крупного ученого.
На втором этапе дидактический класс-театр делится на четыре цеха — актеров, художников, техников-постановщиков и костюмеров. Во главе класса-театра стоит художественный совет, в который входят старшие цехов. При этом учащиеся могут переходить из одного цеха в другой. Такой подход позволяет не только учесть индивидуальные интересы детей, но способствует проявлению различных способностей школьников.
А. Колпакова рассматривает метод драматизации на уроках мировой художественной культуры в рамках метода художественно-педагогической драматургии, разработанной Л.М. Предтеченской5. Колпакова выделяет этапы урока в соответствии с закономерностями драматического действия — экспозицией, развитием, кульминацией, развязкой.
Экспозиция (начало урока) представляет собой моноспектакль учителя, который нацеливает учащихся на тему урока, вводит в атмосферу определенной эпохи. Драматизация достигается благодаря чтению поэтического или прозаического отрывка, включению музыкального или зрительного ряда (показа слайдов).
Результаты развития речевого дыхания у детей дошкольного
возраста с заиканием
С целью выявления динамики развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием после проведенной нами логопедической работы, был проведен второй этап эмпирического исследования, где заикающимся дошкольникам было предложено выполнить задания, аналогичные заданиям, применяемых на первом этапе исследования. В исследовании при ...
Конспект мероприятия: умеем ли мы общаться
Ведущая. Мы уже говорили с вами о типах характеров. Сегодня мы поговорим об общении. Наш жизненный опыт еще мал, и порой мы не знаем, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте прежде всего проверим, конфликтная ли вы личность (далее предлагается анкета). В классе начался спор на повышенных тонах. ...