Рассматривая устную речь в качестве разновидности словесной речи, следует иметь в виду её лексические, грамматические особенности и главным образом те материальные средства, которые используются в речи для выражения и различения смысла. Эти звуковые по своей природе средства, в конечном счете, сводятся к варьированию таких свойств звука, как принадлежность его к тонам или шумам, его высота, сила, тембр, длительность, прерывистость или непрерывность.
Фонетическую систему языка составляют фонемы, словесное ударение и интонация. С их помощью в устной речи выражаются тончайшие оттенки мыслей, чувств, волевых устремлений.
Устной речи свойственны некоторые особенности, касающиеся её лексики и грамматики. Эти особенности более всего обусловлены тем, что диалогическая по преимуществу устная речь используется в повседневной жизни при непосредственном контакте между говорящими, которые находятся в определённой обстановке, имеют возможность не только слышать собеседника, но также зрительно воспринимать его артикуляцию и своеобразный «аккомпанемент» речи в виде выразительных движений (мимика, жесты, позы говорящего). В ходе беседы говорящий всегда имеет возможность учесть реакцию собеседника, повторить, уточнить, дополнить недостаточно ясно сказанное.
Говоря о лексических особенностях устной речи, следует отметить, что наряду с общеупотребительными, стилистически нейтральными словами широкое применение находит в ней разговорно-бытовая лексика, включающая диалектные и просторечные слова.
Грамматические особенности устной речи более всего проявляются в её синтаксисе, для которого характерно, прежде всего, преобладание простых предложений, сочинительных конструкций над подчинительными, всевозможных неполных предложений над полными.
Исходным и основным видом словарной речи в процессе её усвоения нормально слышащим ребёнком служит устное слово. Развитие устной речи происходит на основе общения ребёнка с окружающими в связи с различными видами его деятельности. Особо важную роль при этом играет развивающаяся функция слуховых и речедвигательных анализаторов, которые дают ребёнку возможность воспринимать обращенную к нему речь, подражать ей и контролировать собственное произношение. Первый год жизни ребёнка составляет как бы подготовительный период в формировании его речи. За это время ребёнок проходит большой путь от первых недифференцированных реакций на звуки внешнего мира до понимания известного числа простейших слов и фраз.
К 3-4 годам устная речь нормально слышащего ребёнка оказывается в основном сформированной. Дальнейшее её развитие выражается главным образом в обогащении словаря, в усвоении ребёнком всё более сложных грамматических форм, более полном овладении лексическими и грамматическими значениями.
Нормально слышащий ребёнок, усваивая устную речь, располагает для этого определённой сенсорной базой (чувственной основой), позволяющей ему воспринимать речь извне и контролировать собственное произношение. При этом особо важная роль, как указывалось, принадлежит слуховому анализатору. Нарушение слуха у ребёнка сужает сенсорную базу, необходимую для овладения устной речью. Однако даже при полной глухоте в распоряжении ребёнка остаются зрительный, кожный и двигательный анализаторы. В подавляющем же большинстве случаев глухие дети сохраняют остатки слуха, которые при надлежащих условиях могут быть с успехом использованы ими для овладения устной речью. Ещё большие возможности для использования сохранившейся слуховой функции имеют слабослышащие дети.
Первичное и рефлексивное обучение
По мнению Криса Арджириса (Chris Argyris), организации могут быть очень слабы в обучении, если оно сводится только к освоению простых и рутинных методов. Вследствие этого организация быстро теряет преимущества от приобретения опыта и возвращается к старым негодным методам работы. Арджирис полагает, что «первичное» обучение (обучение перв ...
Значение и место внеклассной работы в учебно-воспитательном
процессе
Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работы. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологич ...