Известно, что человек, владеющий речью, даже при полной потери слуха сохраняет её. То, что со временем звучание его речи подвергается более или менее заметному изменению, в принципе дела не меняет. Совершенно очевидно, что слуховые образы слов, которые, как и неречевые слуховые образы, могут надолго сохраняться в памяти оглохшего, не в состоянии больше служить ему для контроля своего произношения. Произносительный акцептор действия, который у слышащего человека функционирует на основе слухового и речедвигательного анализаторов, т.е. включает и кинестетический, и слуховой компонент (по П.К.Анохину), у полностью оглохшего строится на кинестетической основе, частично дополняемой вибрационными раздражениями. При наличии остатков слуха кинестетическая обратная афферентация частично дополняется слуховой. Так же в общем осуществляется контроль и управление работой речевых органов у глухих, лишенных слуха от рождения или потерявших его в раннем детстве и усвоивших устную речь в результате специального обучения. Что касается слабослышащих, то у них контроль над произношением осуществляется, как и у нормально слышащих, на слухо-кинестетической основе, однако соотносительная роль слухового и кинестетического компонентов акцептора действия зависит при этом от степени понижения слуха. Роль слуховой афферентации речевых движений у слабослышащих и глухих, обладающих остатками слуха, может быть значительно повышена применением звукоусиливающей аппаратуры.
Определяя задачи обучения глухих произношению, прежде всего, следует напомнить о двоякой функции устной речи, которая одной стороной обращена к слушающему, а другой – к самому говорящему.
От качества фонетического оформления речи глухого зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она может служить базой владения языком, выполнять роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной. Для того же, чтобы устная речь надёжнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.
Внятность и членораздельность произношения – эти два понятия не покрывают друг друга. Устная речь может быть достаточно внятной, но при этом ещё далеко не до конца членораздельной, и наоборот.
Оценивая фонетическое оформление речи глухого с точки зрения тех, кто её воспринимает, следует наряду со степенью её разборчивости иметь в виду ещё и такой критерий, как мера естественности звучания речи, т.е. мера его приближения к обычному произношению нормально слышащих и говорящих людей. Сюда относятся и качество голоса, и качество звучания фонем, и соблюдение ударения, орфоэпических норм в словах, и фразовая интонация со всеми её компонентами (мелодическим, динамическим, темпоральным), и темп речи, и общая её выразительность.
Учитывая исключительно важную роль, которую играет устная речь как способ общения глухого с окружающими, следует считать, что первая и главная задача обучения глухих произношению состоит в том, чтобы обеспечить достаточную внятность их устной речи.
Поскольку же устное слово является наиболее употребительным видом словесной речи в общественной жизни и в быту, невнятность произношения резко снижает коммуникативную роль словесной речи глухого в целом. При таких обстоятельствах, естественно, может возникнуть сомнение в целесообразности той громадной затраты труда, которая связана с обучением глухих устной речи.
Доступ к Интернету
Подключение российских школ к сети Интернет Выясним для чего нужно подключать к Интернету российские школы? Реализация данного направления позволит и учителям, и школьникам освоить современные информационные технологии, что в конечном счете приведет к формированию единого образовательного пространства на всей территории страны. Кроме тог ...
Особенности
обучения детей раннего дошкольного возраста
Ранний возраст — это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Уже в 5—7 месяцев ребенок может различать основные цвета и музыкальные звуки, ...