Типология преподавателей

Как было сказано ранее, преподаватель, работающий с творческими детьми, сам обязан быть творческой личностью. Его профессиональная деятельность предполагает наличие таких черт личности как гибкость мышления, способность видеть проблему там, где ее не видят другие, легкость генерирования идей и т.д. (см. стр.8,9) А с этой позиции представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов. Данная типология помогает разграничить разные типы личности в зависимости от способа и направленности деятельности.

Итак, первый тип, выделяемый Андреевым, это - теоретик-логик - тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематизации информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники. Подобные преподаватели могут быть охарактеризованы как строгие и требовательные, четко нацеленные на результат, которого они, как правило, достигают.

Второй тип – теоретик-интуитивист. Он характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа — это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением. Люди, попадающие под эту категорию, становятся замечательными преподавателями, заражающими своим энтузиазмом учеников.

Еще одним из существующих типов творческой личности является практик (экспериментатор), который всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Четвертый тип – организатор. Этот тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач. Данный тип творческой личности занимает, бесспорно, одно из главенствующих мест с точки зрения предрасположенности к преподавательской деятельности – он обладает самым мощным оружием – умением строить общение и грамотно организовывать учеников. И последний тип, выделяемый Андреевым – инициатор, характеризующийся инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, он быстро остывает, или переключаются на решение других творческих задач. Данный тип личности не меньше способен преподавать, чем организатор, но ему может помешать непостоянство в выборе творческих задач. [7, 59-62]


Экспериментальное изучение семейных ценностей единственного ребенка в семье
Наше исследование проходило в средней школе №5 г. Воскресенска. В эксперименте участвовали 32 ребенка в возрасте 12-13 лет. Из них - 17 девочек и 15 мальчиков (8 девочек и 6 мальчиков - единственные дети). Целью нашей работы было изучение ценностных ориентаций подростков, являющихся единственными детьми в семье. На основании материалов т ...

Семейные ценности единственных детей
Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами подросткового возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение юношей определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru