Одной из основных отличительных черт человека является присущая только ему осознанная и целенаправленная деятельность, которая представляет активное взаимодействие человека с объектами окружающей действительности.
Простым элементом деятельности служит действие, которое понимается как целесообразный законченный акт поведения человека, направленный на достижение цели. Структурными звеньями действия выступают: цель действия, способ действия и результат действия. С помощью цели предварительно намечается тот результат, который будет достигнут в конце выполнения действия. Способы действия служат такому преобразованию предмета действия, которое приведет к достижению цели. Требования к результату действия составляют основу последующей коррекции процесса выполнения действия с помощью различных типов обратных связей. Все виды деятельности развиваются только на основе обучения, которое может носить непреднамеренный характер, но может быть специально организованным и целенаправленным на развитие определенной деятельности.
В ходе социально-исторического развития выделяется теоретическая или интеллектуальная деятельность. Она характеризуется тем, что происходит в «уме», посредством «умственных действий», когда человек оперирует с образами.
В процессе своей интеллектуальной деятельности человек осознал необходимость находить оптимальный путь достижения цели. Для этого использовались всевозможные науки, но и это не всегда помогало, потому что приходилось решать проблемы, не поддающиеся, по разным причинам, алгоритмизации. Поэтому на помощь приходили опыт, интуиция и воображение, которые иногда позволяли находить новые пути и методы решения. Так в процессе своей деятельности человечество стремилось создать различные приемы выработки наилучших решений для различных, конкретных ситуаций. Эти приемы основывались не только на логике, но и на различных неформальных свойствах мышления, носящих организационный характер поиска и переработки информации, взаимосвязанных с множеством других видов деятельности мышления, главным из которых оказывается логическая направленность и алгоритмическая возможность реализации определенного звена решения.
Первым шагом к достижению цели является гипотеза (греч.— основание, предположение). Она вырабатывается в процессе эвристического поиска и направляет последующие действия на достижение цели. Как прием познавательной деятельности гипотеза представляет собой совокупность догадок о способе достижения цели. С позиции логики гипотеза рассматривается с точки зрения результата мышления (ложная или истинная гипотеза), в то время как в эвристике гипотеза исследуется как динамический механизм этого процесса.
Действовать в решении задачи без какой-либо предварительной гипотезы невозможно. Решение очевидных практических задач осуществляется на основе представлений, что эти задачи надо решать именно так в силу предшествующего опыта и стремления оптимально добиться желаемого результата. Эти представления и есть гипотеза. В более сложной задаче гипотезы выдвигаются интуитивно. Они позволяют зафиксировать область поиска, а при успешном продвижении в решении и сужении области поиска повышается роль логической обоснованности и контролируемости гипотезы. Так, в решении задачи осуществляется переход от эвристических рассуждений к логически обоснованным мыслительным действиям.
Экспериментальные исследования интеллектуальной деятельности показали, что возможность конструирования человеком новых гипотез подготовлена предшествующими стадиями развития интеллекта, т.е. интеллектуальным фоном, на котором развертывается эвристическая деятельность. Иначе говоря, координация умственных операций непосредственно связана с уровнем образования и интеллектуального развития человека. На основе такой координации формируется способность к решению все более сложных задач. Фактор развитого интеллектуального фона резко снижает крайности в решениях и увеличивает наиболее оптимальное состояние между выдвижением гипотез и критичностью их оценок.
Итак, гипотеза может выступать как продукт организации мышления в эвристическом поиске. Однако не только этот вид деятельности может формировать гипотезу. Существует бессознательный вид деятельности, протекающей на основе спонтанных актов мышления, которыми мы не можем управлять. Подсознательная работа мышления осуществляется и в периоды перерыва в сознательной работе. «Утро вечера мудренее» — эта пословица как раз и регулирует такую ситуацию. Однако «после перерыва проясняются лишь те задачи, над решением которых мы напряженно работали. По-видимому, чтобы вызвать подсознательную деятельность, совершенно необходимо сознательное усилие и напряжение. В противном случае все было бы чересчур просто, при решении трудных задач можно было бы лечь спать и спокойно ждать появления счастливой идеи».(12)
Разработка и реализация комплекса занятий по развитию навыков
диалогического общения в процессе ролевых игр
Цель формирующего этапа исследования: разработать и апробировать в экспериментальной группе старших дошкольников цикла занятий по развитию навыков диалогического общения с применением ролевых игр. На втором, формирующем этапе опытно-экспериментального исследования нами была разработана и реализована программа развития диалогической речи ...
Организация и методика исследования
Учитывая актуальность проблемы, что доказано в I главе, и принимая во внимание отсутствие данных о темпе речи глухих учащихся в начальный период специального работы над этой стороной их произношения, в ходе нашего эксперимента мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Определить особенности темпа речи глухих учащихся 3 класса. 2. Выя ...