Экспериментальное изучение нравственно-экологического опыта детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ДОУ №18 «Сказка» в группе «Колокольчики» с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель экспериментального исследования явилось изучение уровня нравственно-экологической воспитанности и познания.
В эксперименте участвовало 15 человек, из которых 9 – мальчики, 6 человек – девочки.
Для изучения уровня нравственно-экологической воспитанности и познания
использовались следующие диагностические методики:
Анкета «Я и природа»
Цель: проверка первоначальных умений, навыков вести себя в природе.
Вопросы |
Ответы |
1. Любишь ли ты отдыхать на природе? | |
2.Что ты больше всего любишь делать на природе? | |
3.Ты помогал животным, растениям? | |
4.Ты помогал взрослым в охране природы? | |
5.Любишь книги о природе? Какие? |
Диагностика экологических знаний
1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)
2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)
3. Назови признаки, отличающие птиц от животных
4. Назови зимующих птиц (3-4)
5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)
6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?
7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?
8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)
9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)
10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)
11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?
12. Назови и покажи части растений
13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)
14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?
15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?
17. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.
Критерии оценки ответов:
1 балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается;
2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов;
3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
Подсчёт результатов:
19-26 баллов - низкий уровень;
27-42 баллов - средний уровень;
43-57 баллов - высокий уровень.
Диагностика «Экологическое воспитание через игры и упражнения»
Цель: в ходе игр и специальных упражнений определить уровень знаний об овощах и фруктах, о жизни диких и домашних животных в природных условиях, умение классифицировать деревья, комнатные растения, цветы; уровень знаний о гуманном отношении к природе, животным.
Уровни |
Дидактические игры, упражнения, вопросы |
Критерии оценок |
I. Уровень знаний об овощах и фруктах. |
Дидактическая игра «Собери урожай». Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла). Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи. |
1балл - ребенок ошибается в назывании овощей и фруктов, не классифици рует их. 2балла - ребенок знает и называет фрукты и овощи. Ошибается в классифика ции. 3балла - ребенок знает и называет правильно фрук ты и овощи. Самостоятель но классифицирует их. |
II. Уровень знаний о жизни диких и домашних животных в природных условиях. |
1.Дидактическая игра «Где чей дом?». Материал: иллюстрация леса с изображением жилища животных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных картинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.). Содержание диагностического задания: Воспитатель объясняет правила игры. На картинке с изображением леса найди жилище для каждого из животных и рассели их. После того как ребенок найдет жилище для всех зверей, воспитатель предлагает «накормить» их. 2.Дидактическая игра «Охотник и пастух». Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца; заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка). Содержание диагностического задания: Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это. Задает уточняющие вопросы. Кто такой охотник? Кто такой пастух? Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние. 3. Беседа по вопросам. Содержание диагностического задания: Почему человек заботится о домашних животных? |
1 балл - ребенок знает и называет животных. Допускает ошибки в их классификации. Затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных. 2 балла - ребенок знает и называет некоторых диких и домашних животных, ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни диких и домашних животных. 3 балла - ребенок знает и называет диких и домашних животных, имеет представления о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения; что едят). |
Какие домашние животные дают молоко? Какие домашние животные дают пух и шерсть? Какие домашние животные несут яйца? У каких домашних животных есть рога и копыта? Какие дикие животные впадают в спячку? И др. | ||
III. Умение классифицировать деревья, комнатные растения, цветы. |
Дидактическая игра «Заполни клетки правильно». Материал: игровое поле (большие три квадрата). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина); цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик); комнатных растений (аспидистра, бегония, примула). Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и просит разложить все картинки по квадратам,. |
1 балл - не справляется с заданием. 2 балла - допускает ошибки при классификации комнатных растений и цветов, с помощью воспитателя исправляет ошибки. 3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием. |
Модели
и типы обучения детей дошкольного возраста
Современные модели дошкольного образования: традиционная (авторитарная, учебно-дисциплинарная модель) и личностно-ориентирванная. Традиционная: цель – вооружить детей знаниями, умениями и навыками (ЗУН), привить послушание, репродуктивная деятельность. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больш ...
Гендерные различия в профессиональном самоопределении
На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую — женщины. Полоролевые стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфере искусства или обслужива ...