Начать данную работу хотелось бы стихотворением воспитателя ДОУ г. Москвы, в котором замечательно отражается роль экологии в воспитании дошкольника.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Сегодня гуманистическая психология и педагогика видят смысл воспитания в том, чтобы помочь ребенку установить собственные отношения с людьми, природой, историей, культурой, с тем, чтобы все они стали источниками его дальнейшего развития; а он, повзрослев, мог, в свою очередь, внести свою лепту в пополнение этих источников.
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей в дошкольном возрасте.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и нравственном воспитании правильного отношения к ней.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения дошкольников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у дошкольников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами “природного содержания” учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием нравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.
Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно – гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности дошкольников на природоохранительную активность их экологической культуры.
Вопросами нравственного и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Плешаков и др.
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственно-экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе деятельности. Для решения данной проблемы педагогу требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственно-экологическое воспитание в деятельности детей.
Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления нравственно-экологического воспитания дошкольников через систему разнообразных видов деятельности.
Объект исследования - процесс нравственно-экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы и приемы осуществления нравственно-экологического воспитания в ДОУ.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: нравственно-экологическое воспитание дошкольников будет успешно осуществляться:
- Только в реализации воспитательных возможностей содержания учебного материала на занятиях;
- В использовании педагогом методов, средств, способствующих формированию нравственно- экологических знаний, умений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Изучить педагогическую литературу по нравственному и экологическому воспитанию дошкольников.
Определить наиболее эффективные методы и приемы нравственно-экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Разработать перспективное планирование по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе
Разработать рекомендации для воспитателей по совместной экологической деятельности педагога и детей в ДОУ.
Методологические основы
Методологические основы исследования базируются на психолого-педагогическом анализе теоретических основ нравственно-экологического воспитания ( И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Плешаков и др.); на теории мыслителей и педагогов прошлого о природе как средстве нравственного воспитания детей ( Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский); теории, разработанных в трудах О. Иогансона, А. А. Быстрова, Р. М. Басса, А. М. Степановой и др.; на концепции "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании".
Методы исследования:
1. Обзорно-аналитическое изучение специальной литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: анализ педагогической литературы, наблюдение за детьми в процессе экспериментальных исследований и на занятиях.
3. Экспериментальные методы: констатирующий, контрольный эксперименты.
4. Статистические методы обработки экспериментальных результатов, организация исследования.
База исследования – ДОУ № 18 «Сказка», старшая подготовительная группа «Колокольчики»
Структура исследования. В первой теоретической главе дается обоснование проблемы нравственно-экологического воспитания старших дошкольников, анализируется историко-научная литература.
Методы и приемы нравственно- экологического воспитания старших дошкольников описываются во второй главе, с результатами опытно-экспериментальной работы.
В приложении исследования представлены:
- перспективное планирование на год по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе;
- разработанные рекомендации для воспитателей по совместной нравственно-экологической деятельности педагога и детей в ДОУ;
- разработки занятий, наблюдений, экскурсий, праздников;
- фотоматериал по проблеме исследования.
Таким образом, курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.
Проявление
пространственного мышления в учебной деятельности
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Особенности пространственного мышления ярко выступают в процессе решения графических задач, где вычленение пространственных соотношений, их преобразо ...
Понятие внеклассное мероприятие
Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. К внеклассным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками ГИБДД. Успех обучения во многом зависит не только от вы ...