Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребенок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятие по теме: “Лес” проводит сказочный Лесовичок, по теме “Речка” – Водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, составление сказок, рассказов наблюдение в природе, и в живых уголках, зимних садах – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Часто на занятиях используются художественные произведения о природе. Это произведения А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Заходера и др. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Очень важно донести до детей смысл произведения.
Экологическое воспитание должно проводиться в тесной связи с семьей. Родители должны приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому; заботиться о птицах и животных; учить детей видеть красоту окружающей природы.
Для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего в ДОУ созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой и неживой природой (вместе с детьми воспитатели озеленяют уголок природы, заботятся о его обитателях, делают цветники). Во время прогулок и экскурсий дети учатся видеть красоту окружающего мира.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у дошкольников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, педагог в ходе беседы, рассказов вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования нравственно-экологического опыта особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей.
Средством психологической подготовки дошкольников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры.
Формирование экологических понятий у старших дошкольников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на занятиях, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и нравственные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде.
Большинство педагогов отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой :
- стимулирование детей к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на занятиях сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, викторины;
- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение;
- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;
- вовлечение детей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения [6 с.60]
Стремясь вызвать у дошкольников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, воспитатель использует пример и поощрение.
Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе, с учетом психологической подготовленности детей и с учетом природных условий, то педагог может сформировать экологически грамотную и нравственно- воспитанную личность.
В нравственно – экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические занятия (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений.
Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности дошкольников являются игры-экскурсии.
Методика
ведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Занятия в ДОУ являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество зан ...
Понятие школьной неуспеваемости
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В Психолого-педагогическом словаре (1998): неуспеваемость обучающихся – это негативное явлен ...