Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности знаний по речевому развитию детей (5-6 лет) контрольной и экспериментальной групп.
Задачи:
Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал;
На основе подобранной методики провести диагностику сформированности знаний по речевому развитию детей контрольной и экспериментальной групп.
Для проведения констатирующего эксперимента нами был изучен диагностируемый материал, разработанный М.П. Злобенко и О.Н. Ерофеевой. Данная методика была адаптирована к конкретному эксперименту.
Констатирующая диагностика проходила в спокойной и естественной для детей обстановке. Детям были предложены диагностические задания (Приложение 2)
Определены критерии оценки ответов:
1 балл – нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
В соответствии с критериями нами было определено три уровня сформированности знаний по речевому развитию детей в старшей группе:
Высокий уровень – ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове.
Средний уровень – в рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи – доказательством с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. Самостоятельно проводит анализ слов из 4-х звуков.
Низкий уровень – ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью – доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении. Речь его недостаточно выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения. По количеству общих баллов выполненных заданий мы распределили детей по уровням сформированности знаний по речевому развитию и получили следующие результаты. (Таблицы 1 и 2) (Диагностические карты - приложение 3,4)
Таблица 1 - Распределение детей контрольной группы
№ п/п |
Фамилия, имя |
Общий балл |
Уровень |
1 |
Акимова Даша |
36 |
В |
2 |
Керолиди Европи |
23 |
С |
3 |
Дигуров Артём |
30 |
В |
4 |
Кузнецова Настя |
27 |
С |
5 |
Максименко Виктория |
30 |
С |
6 |
Нубарян Айк |
29 |
С |
7 |
Квирквелия Давид |
34 |
В |
8 |
Нестеренко Александра |
31 |
В |
9 |
Керселян Армен |
36 |
В |
10 |
Матвеев Никита |
26 |
С |
Средний результат по группе |
30,2 |
В |
Дидактические
требования к наблюдению как методу обучения
Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы: их использование отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями познавательных психических процессов детей дошкольного возраста. Наблюдение - один из ведущих методов дошкольного обучения. Наблюдение как метод обучения представляет собой целенаправленно ...
Труд и всестороннее развитие личности
Как уже упоминалось выше, значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека? Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплоще ...